9 дней после смерти: что значит и как поминать усопших

9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего

Дух, душа и тело — творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти — важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. На сороковой этот путь заканчивается.

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога — Судьи.

Ангелы в Божьей иерархии имеют свои чины. Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека — умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней. Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха.

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

Пьянство — великий грех, а во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

Зерно выбрано не случайно. Оно имеет сакральный смысл. Как умирает семя при приготовлении кутьи, так умирает человек. Он может возродиться в новом облике, воскреснув в Царстве Небесном. Мед и мак добавляют в кутью, чтобы пожелать новопреставленному райскую жизнь.

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика — благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи — выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди ставят свечи за упокой умершего по такому распорядку:

  1. Вначале следует подойти к иконе, около которой стоят свечи на упокой, как правило, это изображения распятого Иисуса, перекреститься.
  2. Предварительно приобретенную свечу зажигают от других горящих свечей. Если таковых нет, тогда допускается зажигание от огня из лампадки. Запрещается использование спичек или зажигалок, принесенных с собой.
  3. Установить зажженную свечу на свободное место. Предварительно можно немного расплавить нижний край свечки, чтобы та стояла устойчиво.
  4. Попросить Бога упокоить душу усопшего человека, при этом следует назвать его полное имя.
  5. Перекреститься, сделать поклон и тихо отойти от светильника.

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

  1. После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
  2. На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
  3. Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
  4. Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
  5. Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
  6. Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

9 дней после смерти. Что происходит с душой усопшего?

9 день после смерти. Почему мы считаем его особым днем? Христиане верят в то, что жизнь человека не заканчивается вместе с его земным существованием. Ведь человек — это не только его тело. Из Священного Писания мы знаем о том, что тело человека смертно, но его душа вечна. После смерти душа встречается с Богом. У всех эта встреча происходит по-разному. Кому-то она дается тяжело из-за грехов, накопленных в земной жизни, а кто-то испытывает великую радость встречи с Небесным Отцом. Но все люди нуждаются в поддержке через молитву в эти дни. Молиться можно в храме, на кладбище и келейно. Душа человека отравлена грехом и встреча с Совершенным Богом может стать большим испытанием для души усопшего. Но мы знаем, что Господь милостив и слышит наши молитвы, даруя нам по ним отпущение грехов. Поэтому, мы можем молиться и за усопшего. Причем, из Церковного Предания мы знаем, что некоторые дни в загробной жизни человека будут для него особенно важными и трудными. Именно в эти дни душа человека встречается с Богом, решается его посмертная участь, он пересматривает дни своей земной жизни и часто страдает от своих грехов, от воспоминания о моментах, когда он не смог отказаться от соблазна совершить нечто неправедное. Что происходит с душой в эти дни? Как можно помочь усопшему?

9 дней после смерти — значение в православии

3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты — важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое — ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память — это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят «тесными вратами». Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет «судить живых и мертвых», и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.

Что происходит с душой усопшего на 9 день после смерти

Путешествие по раю и аду — это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом — это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога — это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни — от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти — это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти — это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) — неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти — 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно — эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.

Поминки на 9 день после смерти

Самое лучшее для души усопшего человека — поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это — плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, — помолиться за душу почившего.

Читайте также:  Венчание в православной церкви: правила

9 дней после смерти — что делать родственникам почившего

Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. «Смерть — это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек», — говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос «смертью смерть попрал». Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил «самая лучшая панихида по усопшему — исправление собственной жизни». Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.

Если у вас нет возможности пригласить священника, вы можете прочитать литию о покойном для мирянина. Существует специальный чин литии, который совершается мирянами келейно и на кладбище. Несмотря на то, что мы не можем знать точно, что дает душе усопшего наша молитва, мы имеем некий духовный опыт, который накопила Русская Православная Церковь и знаем, что Бог всегда слышит наши молитвы. Он также видит искреннее желание помочь усопшему, любовь ближних к человеку, который перешел в новый мир.

В молитвах об усопшем мы просим, чтобы на 9 день после смерти, при встрече с Богом душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Какие молитвы читать на 9 день после смерти

Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.

Вот лития, которую могут читать и миряне:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Читайте также

9 дней после смерти: что это значит и как поминать усопших

Православные люди верят, что человек умирает физически, но его душа остается бессмертной. Так, согласно традициям, спустя 9 дней соблюдают обряды, чтобы усопший попал в Царство Небесное и встретился с Господом. В статье поговорим о значении этой даты, правилах проведения поминок, а также требованиях, которые нужно знать родным покойника.

Смысл девяти дней в христианстве

Число девять – главный этап в посмертном странствии. Девятку признали священной. Считается, что именно такое количество ангельских чинов просят за почившего. Они выступают в качестве защитной стороны на божьем суде. Дополнительно помогают найти успокоение молитвы, приятные слова родных и близких. Воспоминания о добрых поступках ушедшего, прощение всех обид подарят шанс на помилование.

Церковью не одобряется, когда постоянно плачут, ведь слезы и мрачные мысли ухудшают положение скончавшегося. Собственный эгоизм страдающих «преграждает» умершему дорогу в потусторонний мир. Лучше проявить смирение и заказать молебен, который облегчит участь покойника.

Где находится душа до 9 дня

На загробное путешествие влияет личность покойника и обстоятельства кончины. Считается, что религиозные люди ощущают, что наступают последние минуты и морально подготовлены к этому. Оставив телесную оболочку, они не теряют времени попусту. Проводят первые три дня на земле, чтобы посмотреть на тех, кто дорог, побывать в привычных местах.

До четвертых суток рядом с человеком ходит ангел-хранитель, оберегая его от духов, желающих обмануть, искусить и погубить. Если же человек умер в день причащения, он беспрепятственно пройдет ужасные границы. Бесы не посмеют к нему приблизиться и покойник легко достигнет райских ворот. В Эдеме, не зная о будущем приговоре, душа отдыхает, забывая о боли, муках совести за совершенные грехи.

Гораздо сложнее будет новопреставленным, чья жизнь завершилась после несчастного случая или убийства. Они никак не смирятся с выпавшей участью, а пробуют «исправить ошибку». Крепкая воля и желание вернуться, толкают их на тягостные метания рядом с живыми. Иллюзии мешают осознавать свое положение и закончить последние дела.

Что число «9» означает для покойного

Говорят, что на этот день душа первый раз предстанет перед Всевышним. Создатель показывает ей преисподнюю и то, как страдают мученики. Увидев чужие терзания, легче осознать собственную неправедность прошлой жизни. Умершему также готовят испытания, уровень сложности зависит от греховных соблазнов. Например, ненасытного ожидает изобилие блюд, алчного – золото, блудника – женщины. Если игнорировать искушения, на 40 день Творец дает прощение.

Как поминают на 9 день

Согласно уставу православия, ритуал состоит из посещения храма, визита к месту захоронения, поминальной трапезы.

В церкви

После отпевания покойника сразу же заказывают сорокоуст. Если в приходском храме отсутствует ежедневная служба, поминовение делают в монастыре, соборе с литургией. Поминание происходит до 40 суток. Кроме того, читаются молитвенные песнопения об усопших, совершается заупокойная служба. Порядок действий следующий:

  • Приблизиться к иконе с образом распятого Иисуса и перекреститься;
  • Зажечь свечи от церковных свечек или от лампадки. Приносить с собой спички, зажигалку не позволяется;
  • Поставив свечу, обратиться к Богу и просить даровать покой усопшему. При этом называют инициалы того, за которого молятся;
  • Осенив себя крестом, кланяются божьему лику и уходят.

На кладбище

  • Поправляют венки, оставляют букет цветов;
  • При возможности собирают мусор возле могилы;
  • Если не пригласили служителя для богослужения, то читается «Отче наш»;
  • Посторонние разговоры ни к чему, разумней сосредоточиться на личности умершего;
  • Малоимущих угощают сладостями или выпечкой, чтобы те помянули покойного. По желанию также можно подавать мелочь.

Родственникам предлагается прочитать 17 кафизму псалтири, последование литии, акафист, канон об усопших. В помещении зажигают лампаду или свечу. Ее устанавливают перед фотографией с траурной лентой. Рядом размещают кусок хлеба и стакан с водой. Спустя 40 дней остатки жидкости выливают под дерево, а крошками кормят птиц.

Поминальная трапеза – финальная часть обряда, когда прощаются с покойным. Перед началом обеда готовится краткая речь, где упоминают новопреставленного. Нужно учитывать, что среда и пятница каждой недели (не считая сплошных седмиц), постные. Не разрешается ставить блюда, в которых содержатся: яйца, мясо, сливочное масло, сыр и молочные продукты.

На поминовение подается кушанье под названием кутья. Блюдо готовится из риса, меда и изюма. Мед иногда заменяют вареньем, сахаром, а рисовую крупу зернами пшеницы. Если батюшка не освящал блюдо, кутью сбрызгивают водой из храма.

Распространенное поминальное меню:

  • Борщ;
  • Блины с маком, творогом, печенью;
  • Бутерброды со шпротами;
  • Рыбные закуски;
  • Салат, винегрет;
  • Голубцы или котлеты;
  • Вареный картофель;
  • Пирожки с капустой, яблоками;
  • Кисель, компот, квас.

Нюансы ритуала

Как правильно высчитать девятый день

Независимо от смерти, первым учитывается день, когда человек покинул живых. Календарные сутки длятся с 0 до 23:59. На следующий год в эту дату отмечается годовщина. Например, если усопший скончался 1 января, то девятым днем будет 9 января. Согласно математической разнице, при расчете прибавляется цифра 8.

Поминовение некрещеных и самоубийц

Такие личности сознательно отвергли церковное покровительство, поэтому о них не молятся. Но допустимы исключения:

  • Крещеные суицидники, пребывавшие на учете в психдиспансере, отпеваются священнослужителями. В подтверждение приносят справку о психическом состоянии;
  • Умершие младенцы (согласно религии, дети до 7 лет) вспоминаются на общих панихидах;
  • Солдат, погибших в мирное или военное время, чтят на родительские субботы.

Дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Панихида на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: Православие.Ru

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Читайте также:  Вселенская родительская мясопустная суббота 2020

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” — “Да, конечно”. — “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

9 дней после смерти

Многие интересуются, что значит девятый день после смерти и как правильно поминать усопших близких. Воцерковленные люди знают, что с кончиной тела, жизнь человека не заканчивается. Как сказано в одном известном фильме: «Смерть – это только начало». Порядок новой жизни души, сбросившей земное тело, как старую одежду, пугает, ввергает в смятение, иногда отчаяние. И в этой новой жизни, душе усопшего, требуется помощь от родных и близких людей. Человеческая душа отравлена грехами, поэтому осознание вечности, встреча с Всевышним, может явиться для нее огромным испытанием.

Как посчитать числа после кончины

Часто у священников спрашивают, как правильно отсчитывать дни после упокоения. Многие пытаются отсчитать числа, начиная со следующего дня после упокоения. Так делать неправильно. День кончины положено отсчитать первым числом, даже человек умирает за пять минут до полуночи. По церковным правилам, в православии 3, 9 и 40 дни после смерти, надо посчитать по дням от кончины, и этот день является началом отсчета.

Как можно помочь душе умершего

Близкие и родные люди, могут помогать душе родного человека, начиная со дня отхода души. В церкви проходит отпевание умершего и заказывается сорокоуст – поминовение о покойном, которое звучит на каждой литургии. Если в приходском храме нет ежедневной службы, то значит сорокоуст нужно заказать в монастыре или любом храме с каждодневной литургией. Это поминание идет вплоть до сороковых суток, на который надо отслужить специальный молитвенный чин — панихиду. В течение этих сорока дней, кроме церковной, для родных обязательна домашняя (келейная) молитва. За умершего читается Псалтирь, особые молитвенные песнопения о усопших, есть специальные тексты правил о почивших родственниках, супругах, детях. Можно читать канон «О единоумершем». Большую помощь можно оказать душе, если несколько человек начнут одновременно молиться о покойном, особенно, если они отмечают эту молитву действием – нужны пост, отказ от вредных привычек, развлечений.

Что происходит после отхода души

По православным канонам, 3, 9 и 40 дней после смерти, имеют важное значение для умершего. После успения (засыпания), так в православии называется кончина, человеческая душа три дня находится рядом со своим телом, людьми, к которым была привязана при жизни, любимым и памятным местам. Она осознает, что произошло, смиряется со своим положением, готовится уйти навсегда. Крещеных христиан сопровождает их ангел-хранитель, помогает им свыкнуться с мыслью о конце земной жизни. Душа испытывает тяжесть и скорбь от расставания с привычным телом, близкими людьми, особенно, когда душа отошла внезапно, от несчастного случая или насильственно.

3 день после кончины

В третьи сутки, обычно тело предают земле. В случае, когда празднуют великий православный праздник – Пасху, Рождество или Троицу, то погребение не проводят. На третий, как и на 9 день после смерти, душа христианина идет на поклонение Богу. На этом пути, ее встречают падшие ангелы, которые дают ей просмотр всего прошлого жизненного пути, обманывают, соблазняют, стремятся погубить. Защитой усопшему служит ангел-хранитель, который помогает душе умершего пройти воздушные мытарства, предъявляет добрые слова и дела покойного, оберегает его. Иногда, душе помогает и святой, которому особенно молился человек при жизни. В этот день, родственники усиленно молятся о спасении души, проводят поминки, где раздают угощение от его лица усопшего, дарят вещи с просьбой молиться о нем, вспоминают о его добрых поступках. Этим, они помогают душе беспрепятственно пройти владения падших ангелов — бесов. Человек, умерший в день причастия, беспрепятственно проходит страшные воздушные пределы. Бесы даже не могут к нему приблизиться.

9 дней после успения

С 3 по 9 день после смерти, душе показывают райские обители, она наслаждается их красотой, светом и покоем. Если умерший жил праведной жизнью, не делал зла, прощал обиды, то его душа радуется и забывает все плохое, что было с ней во время земной жизни и после кончины. Если душа человека отягощена грехами, злобой и гордыней, то понимает, что ей не суждено остаться в том месте. Поэтому, на 9 дней, служат панихиду в честь девяти небесных чинов, молятся ангелу-хранителю умершего и всем небесным чинам, с просьбой о помощи и заступничестве за эту душу перед Богом. Память человека является частью его личности, после похорон, она сохраняется. Душа усопшего осознает себя, помнит своих близких, людей, которые могут оказать ей поддержку. В этот день приносят поминовение в храм. Раздают милостыню нуждающимся, говорят хорошие слова, делают добрые дела, дарят вещи в память о покойном. Родственники на 9 дней после смерти устраивают поминки для самых близких и друзей.

Помянуть на 9 сутки

Самое лучшее, что могут сделать для души умершего человека его родные – это поехать на кладбище и пригласить священнослужителя отслужить панихиду. Помолиться вместе с ним о почившем, попросить милости для него, прощения грехов и лучшей участи в загробной жизни. Знать достоверно, как именно действует молитва родных и близких, никто не может. Православная церковь однозначно считает, что молитвенные прошения, чтение Псалтири о усопшем, помогает душе христиан в эти дни. Они облегчает состояние, улучшает посмертную участь и утешает оставшихся близких, почему усопшего особенно поминают на 3, 9 и 40 день.

Читайте также:  Слова соболезнования родным умершего: короткие, своими словами

В околоцерковной среде, часто бытуют различные суеверия и предрассудки, укоренившиеся в советское время, связанные со смертью, ритуалом погребения и проведением поминок. Православные священники категорически отвергают все утверждения, что посещение кладбища на девять дней — значат плохую примету или может как-то ухудшить посмертную участь отошедшей души, как считалось раньше. Опыт святых отцов и церковные предания говорят, что желающие могут посещать церковь и кладбище в девятый и любой день, ставить свечи, молиться о усопшем. Никакие праздники не означают препятствия для проведения личной молитвы. Могут и не присутствовать там, если нет такой возможности. Самое главное – молитвенное прошение в девятый или любой другой день после смерти.

Поминальный обед

Поминальный обед служит заключительной частью прощания родственников и близких с усопшим. Она бывает после возвращения с похорон и проходит в домашних условиях или местах общего питания. Поминальная трапеза начинается с молитвы и заканчивается ею.

В православии, среда и пятница каждой недели (кроме сплошных седмиц) считаются постными, когда не разрешается подавать на стол блюда, содержащие мясо, яйца, сыр, молочные продукты и сливочное масло. Кроме обычных недель, есть православные посты – нестрогие и строгие, особые постные дни накануне праздников. Родственникам, готовящим поминальный обед или делающим заказ, нужно будет узнать в церкви или в православном календаре, что означает 3, 9 или 40 день после смерти, какой пост или православный праздник на него приходится, чтобы правильно накрыть поминальный стол. Спиртные напитки на поминках, по правилам для православных христиан строго запрещены. Роскошное пиршество в этот день неуместно.

На обеде можно сказать о умершем небольшую речь, помянуть его добрым словом. Поминки должны быть помощью и поддержкой душе умершего человека, в ее трудном пути к Богу, а не становиться поводом для пира. Всю оставшуюся еду, надо раздавать участвующим. Часто, родственника заранее приносят конфеты с печеньем, чтобы после трапезы раздать с просьбой о молитве за покойного.

Как вести себя на кладбище и поминках

Кончина близкого человека или просто знакомого – это всегда означает скорбное событие. Поминки, что происходят после смерти на 3, 9 и 40 день, сопровождаются печалью от расставания с усопшим. Принято надевать на похороны или поминании одежду темных тонов или скромную, неброской расцветки. Неуместно выглядят в этот день яркие цвета, обильная косметика и украшения. Женщинам положено надеть платье или юбку ниже колен, даже в самые жаркие дни принято закрывать плечи. Голова и область декольте должны быть прикрыты темным платком или шарфиком. Мужчины должны быть в брюках, не яркой рубашке, прикрывающей плечи. В церкви или при прощании с усопшим на кладбище, принято обязательно снимать головной убор, даже в сильный холод, исключения бывают только для совсем маленьких детей. Прощаясь, можно сказать несколько добрых слов, произнести небольшую речь.

Во время службы или прощания, не следует громко разговаривать, смеяться, ходить по храму или могилкам. Перед началом службы правильно будет отключить телефон.

40 день после кончины

После вторичного поклонения Богу, душе усопшего показывают ад, куда попадают нераскаявшиеся при жизни грешники, умершие в злобе, зависти, предававшиеся при жизни порокам. Как и на 9, на 40 дней душа после смерти человека окончательно осознает, что такое рай и ад и в третий раз ее представляют перед Богом для определения ее последующего места нахождения до Страшного суда. В церкви отмечают сороковой день, обязательно служат панихиду, просят родственников на ней присутствовать. Помочь почившей душе молитвой и поминанием, которыми заглаживаются все грехи умершего человека, испрашивается разрешение душе остаться в райских обителях.

Народные ритуалы

В некоторых местностях раньше было поверье, что в гроб надо положить приготовленные предметы личного обихода – расческу, часы, деньги, украшения. Говорят, что причиной является помощь покойному, что душе в загробном мире будет легче находиться со своими вещами. Православная церковь считает этот обряд пережитком язычества и противоречием христианскому порядку погребения.

Еще одним общеизвестным народным обычаем, является завешивание зеркал в доме умершего человека. Это не православный обряд, он не имеет никакого значения для души покойного. Церковь его не одобряет и не порицает, так как завешивая зеркала, родственники это делают, чтобы не отвлекаться от молитвы. Обычно зеркала закрывают в первый день, а как считается, на 9 дней после смерти черные покрывала надо снять. В комнате усопшего, зеркало остается занавешенным до времени сорокового дня.

Поминки о некрещенных и самоубийцах

Все церковное поминовение, совершается о людях, принявших крещение в православной церкви. Некрещенные взрослые люди или покончившие жизнь самоубийством, сознательно отказались от покровительства церкви, поэтому в храмах о них не молятся. Они не происходит поминание на литургии, нельзя провести отпевание в храмах.

Из этого правила есть исключения:

Крещеные самоубийцы, состоявшие на учете в психдиспансерах, всегда отпеваются в церкви, о них идет церковная молитва, только надо родственникам принести справку о психическом состоянии покойного.
Некрещеные младенцы не отпеваются, и о них не идет именная молитва, но о умерших младенцах (младенцами в церкви считаются дети до семи лет) православная церковь молится на всех положенных общих панихидах;
Некрещенные солдаты, военнообязанные, погибшие в результате военных действий или в мирное время на действительной службе, в церквях не отпеваются, но о них также идет общая церковная молитва (не называя имен) на панихидах на родительские субботы.
Для всех умерших, не важно, к какой они принадлежали церкви или считали себя атеистами, были крещеными или нет, можно заказать и провести поминки и читать домашние молитвы.

О людях, которых не хоронили по церковным обрядам, нужно больше читать домашние молитвы мученику Уару, Божьей Матери, молиться своими словами, дают поминание нуждающимся. Некоторые священники советуют найти и оказывать посильную постоянную помощь бедствующим пожилым людям, подавать в дома престарелых, многодетным семьям, в память о умершем.

9 дней после смерти — что значит этот срок для усопшего и его родственников

Все про девятины после смерти: что значит этот период, какие обычаи и что делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций лишит покойного райской жизни после кончины, а на родственников падет тяжкий грех.

9 дней после смерти — значение даты в православии

Православным принято обозначать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается годовщина, а в некоторых регионах — шесть месяцев после кончины. Это дни посмертия человека, каждый имеет сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с поминовением.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

За девять дней душа завершает путь, начатый при жизни, ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается почином загробного пути, а сороковой — окончанием, девятый — единственный из важных этапов посмертного путешествия.

Цифра 9 — одно из сакральных чисел. В ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается в честь покойного, и в их почёт — ангелы будут защитниками на Небесном Суде. Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый день ангел провожает умершего за райские ворота. До девятого дня усопший занят осмотром Рая. Еще не ведая приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа узнает, что ожидает ее в Раю или Аду. В Эдеме человека ждет отдых от боли, которая была в земной жизни, и мук совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом дух отправится в Ад — до сорокового дня. После завершения путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

С девятого по сороковой день происходят мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем дух преодолевает испытания, которые представляют собой греховные искушения. Если душа пройдет проверки, добрая половина одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены на Небесном Суде.

Девять дней после смерти — значение для покойного

В душах имеется все, что находится в небе. (Бальмонт К. Д.)

Значение девятины после смерти для души покойного важно. В это время дух занят поиском пути, по которому предстоит следовать. Некоторые верят в перерождение души после смерти. Судя по литературе о реинкарнации, в период с третьего дня по сороковой душа занята пересмотром и анализом жизненных ошибок. Существует теория, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее последующее воплощение.

Если руководствоваться христианскими источниками, праведникам уготован Рай, а грешникам — мучения в Аду. Душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Полностью забыть о боли и страданиях невозможно — этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых доставит толк усопшему: лучше принести пользу молитвами, а не слезами. Человек обретет покой, перестанет беспокоиться о живых и отойдет туда, где ему место.

В православной традиции считают, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни, — Ад. На девятины усопший полностью забывает обо всей скорби, которую ощущал во время земной жизни, не вспоминает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Молитвы родных и близких важны в этот момент — усопшему пригодится поддержка родственников.

В это время дух предстает перед Богом впервые. Принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви стоит просить о присоединении души к числу ангелов. Родственник сможет стать личным ангелом-хранителем. Язычники верят, что усопшие предки рядом и готовы помочь.

Обычай поминок на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок — кутья, традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся праздники. Для поминальной трапезы кушанье полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья, а с сакральным смыслом.

Семена обозначают рождение новой жизни, символизируют воскресение человека в загробном мире, возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо стоит освятить в церкви, если есть возможность. Считается достаточным окропить кутью святой водой.

Обязательный напиток на поминальном столе компот или кисель, порой подают квас. Ставят любую кашу, кроме кутьи. На поминки готовят блины, реже бывают пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены: бутерброды со шпротами, пироги, сельдь, холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты встречаются на поминальных столах. Первое блюдо — борщ.

Поминки на 9 день после смерти — незваные. Приглашать гостей не принято, люди поминать усопшего приходят сами. Прийти может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать родственники, люди, которые омывали покойного, мастерили гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги, но сейчас этим занимаются люди из ритуального бюро, поэтому традиция потеряла смысл.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за родственниками усопшего, молиться шепотом или про себя. После молитвы подается первое блюдо — кутья.

Касательно кушаний и напитков, которые нужно поставить на стол: правил немного, запомнить их легко. Под запретом алкоголь: на большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство — проступок, и на поминках предавание греху может серьезно навредить душе почившего. Приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Нельзя переборщить с блюдами. 9 дней после смерти человека — подготовка к Небесному Суду и рассмотрению прижизненных грехов умершего. Чревоугодие — один из проступков, поэтому не грешите в честь усопшего — это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет значения. Важно, что люди собрались, чтобы вспомнить почившего и поддержать родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать число продуктов так, чтобы не осталось ничего, сложно. На девятины количество гостей предсказать нельзя — люди приходят незваными, по желанию. Если после траурного застолья остались продукты, их раздают нищим: выбрасывать нельзя.

За столом запрещено смеяться, веселиться, устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, черты характера умершего. До сорокового дня будет принято решение, где находиться душе — в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы. Мужчинам нельзя пребывать в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок родственники — черными траурными платками.

Что совершают на 9 дней после кончины родственники почившего

То, что делают на девятины после смерти — труд родных, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где окажется душа умершего — в Раю или в Аду. Что означает девятый день после смерти? В этот период объединяются люди и ангелы, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Нельзя относиться к поминальным дням как к формальности: это время, когда живые способны помочь душе, пребывающей в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9 день после смерти близкого обязателен. Нужно заказать молебен и поставить свечку за упокой. Обязательно помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Просить за родственника умершего можно и дома, но службу за упокой заказывают с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души, чтобы Бог был милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать все. Чем больше людей молятся за душу покойного, тем выше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Ближе к полудню нужно посетить могилу: навести порядок, убрать мусор, принести цветы и венки, зажечь свечу в лампадке. Можно пригласить священника для литии — службы, которая проводится над могилой. Если возможности нет, прочитать молитву можно и самостоятельно. От разговоров на посторонние темы необходимо воздержаться. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного — вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя — запрещено старинными приметами про похороны. Не рекомендуют делать это и священники. Запрещается оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, нельзя лить спиртное на холмик. Можно оставить «обед» — сладости и другие угощения. Чаще всего приносят то, что дается на поминках. Сладости и выпечка раздаются на кладбище незнакомцам, чтобы те помянули почившего.

Хорошее или ничего

На поминках и в разговорах полагается вспоминать хорошие действия умершего. В этот период Бог внимателен ко всем плохим поступкам усопшего и должен слышать, что у живых положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание все испортит.

В этот день нужно подать милостыню нищим, а деньги или продукты — неважно.

В доме, как и на кладбище, следует зажечь лампадку в честь покойного, поставить стакан с водой и хлеб. Эти знаки внимания находятся возле портрета усопшего с черной траурной лентой. На девятые сутки можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни.

Как считается девятина после смерти

Посчитать девять дней после кончины — просто. Первый — день смерти. Если человек умер поздним вечером или ночью — кончина произошла до полуночи. Этот день впоследствии станет годовщиной смерти.

По медицинской статистике, больше всего умерших в период между 3 и 4 часами утра. Эту пору называют временем «между волком и лисицей».

Математическое прибавление числа 9 к дате смерти оказывается неправильным. Предположим, что человек умер 18 января, прибавим 9:

Но девятины наступят не 27, а 26 января. Эта дата не зависит от похорон. По традиции, предают земле через три дня после кончины. Но бывает, что погребения происходят на пятый или шестой день после смерти. Отсчет девятого или сорокового дня от похорон не зависит.

Как считается 9 дней после смерти, если человек умер во время Великого поста? Такие расчеты нужны верующим людям, которые соблюдают пост. В это время, если девятина попадает на будний день, поминки нужно перенести на выходной.

Каждый должен иметь сведения о похоронных и поминальных традициях, ведь рано или поздно придется хоронить родных и близких — заниматься погребениями и поминками. Зная, что делать родственникам на девятины и какими должны быть поминки, можно помочь душе усопшего. В этот период начинаются мытарства души. От того, как проявит себя дух умершего во время испытаний, зависит его будущее в загробном мире.

Ссылка на основную публикацию