Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет – то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них – булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: “Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад”.

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Благими намерениями вымощена (выстлана) дорога в ад.

Откуда взята эта фраза? Она точно не из Библии, но это не умаляет ее справедливости. В сети можно встретить множество объяснений смысла рассматриваемого выражения. Слова, «Благими намерениями вымощена дорога в ад», по некоторым источникам, произошли от высказывания некоего богослова Джорджа Герберта «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Не знаю, почему одно обязательно должно быть связано с другим. Два разных выражения, надо думать, имеющие сходный смысл. То, как эти выражения трактует большинство, мне кажется не совсем логичным. И я, как всегда в подобных случаях. опираюсь, в первую очередь, на Новый Завет.

Прояснить данный вопрос нам пытаются следующим образом. В ад, дескать, попадают грешники, которые хотят добра, а делают гадости. В доказательство берутся слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва«. Мол, многие люди, хотя и веруют, но ничего не делают.

Но, подождите, не знаю, как вам, а мне трудно представить человека с исключительно светлыми мыслями, грешащего на каждом шагу. Или, разве говорится о том, что дорога в ад вымощена ничегонеделанием? Речь-то идет о благих намерениях. К тому же, истинно благие намерения, сами по себе имеют ценность, потому как характеризуют нас, в глазах Всевышнего, с положительной стороны.

В самом деле, разве не бывает такого, что очень хочется кому-то помочь, но нет, ни сил, ни средств. И что в этом плохого? Разве за это в ад нужно отправлять? За то что хотел, но не смог.

Речь тут, на мой взгляд, немного о другом. В противовес утверждениям, что хотеть бесполезно, а нужно только делать, можно вспомнить, что Спаситель в Евангелиях недвусмысленно подчеркивает то, что наши помыслы практически равны нашим же действиям.

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Проще говоря, особой разницы и нет, сделал ты что-либо, или только решительно настроен сделать. Если всерьез помышляешь о краже и убийстве, ты уже убийца и вор по сути своей. Благородные же порывы придают тебе благородства.

В связи с дорогой в ад, вымощенной благими намерениями, можно вспомнить, что все великие злодеяния совершались под лозунгами достижения великих и благих целей. Разве Наполеон и Гитлер желали зла своим народам?

Неужели кто-то считает, что Сталин инициировал репрессии и убийства советских граждан не из благих побуждений? И те, кто рьяно исполнял бесчеловечные приказы, разве не были уверены в том, что действуют во благо?

Да и в нашей обычной жизни мы можем наблюдать, как близкие люди доставляют боль и страдания друг другу, желая «только добра». Сплошь и рядом, любящие родители, желая своим чадам только самого наилучшего, делают их жизнь несчастной.

Сколько примеров, когда запрет на брак по любви папой и мамой, для юношей и девушек, заканчивался самоубийством последних. Вот за такие «добрые дела», когда придет время, никто никого, по головке гладить не будет.

И это только наиболее яркие примеры из жизни. Подобное можно встретить в меньших масштабах на каждом шагу. Можно здесь еще вспомнить о соблазнах в нашей жизни.

Снова вспомним слова из Библии: «Должно соблазнам прийти в мир, но горе тому человеку. через которого соблазн приходит. Лучше бы было тому человеку, чтобы одели ему на шею мельничный жернов и бросили его в море»

Тяжелый грех совершают те, кто склоняет других к порочным занятиям, коих в нашей жизни, хоть отбавляй. Ведь только в редких случаях искуситель желает зла искушаемому. В основном, все делается из благих побуждений.

Причина в том, что мы почти никогда не видим, да и не можем видеть, конечного результата наших действий. И то, что изначально задумывается нами, как благое дело, в итоге может иметь ужасные последствия, как для кого-то, так и для нас самих.

Что значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»?

15.11.2019 18:37:36

Архимандрит Амвросий Юрасов, основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар Титов отвечают на вопросы радиослушателей.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Сегодняшняя беседа посвящена гордости и смирению –двум противоположным понятиям. Человек, живущий на земле и еще не познавший Бога, склонен приписывать себе все заслуги: «Я сделал это. Я добился того. Я помог такому-то человеку». Он совсем забывает или не знает, порой даже отвергает, что во всем этом ему помог Сам Бог. Верующий человек, наоборот, осознает, что без воли Божией человек не может и шага ступить. Он за все благодарит Бога – не только за радости, которые получает, но и за скорби, без которых не обходится жизнь. Как говорит Иоанн Златоуст: «Принося благодарность за благодеяния, ты отдаешь долг; а, принося благодарность за бедствия, ты делаешь Бога должником своим». Порой люди, даже православные, забывают благодарить Бога, забывают об этом мощнейшем оружии, которое дано христианину. Как устоять? Ведь зачастую люди говорят: «У меня отчаяние, уныние на душе, тоска, что мне делать?» Они забывают о действенном средстве – благодарении Бога за все, даже за тоску. После этого ситуация сразу начинает меняться. Тоже самое происходит и с внутренней атмосферой. Как нам не забывать благодарить Бога за все?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Однажды ко мне на исповедь пришла православная женщина. Ей благословили причащаться раз в две недели и у нее все было хорошо, но вдруг напало такое искушение, что она подумала: «Дай-ка я в пост съем курочку». Съела, на второй день вкусила еще мяса, поехала в отпуск и там спокойно ела все, рассуждая так «вернусь и начну проводить святую жизнь». Она перестала читать утренние и вечерние молитвы, не ходила в церковь. Когда она пришла ко мне, то сказала: «Я почувствовала, что в меня вошла какая-то злая сила и мне стало очень плохо. Я не благодарила Бога. Тут еще плюс к тому прихожу на работу, а мне говорят: «Вы уволены». И совсем беда». Такое будет происходить до тех пор, пока человек не покаялся. Я думаю, что у каждого человека так бывает. Почему человек становится злой, раздражительный? Потому что от человека отошла Божия благодать, и в него вошла злая сила, т.е. злой дух. Вот это беда! Такой человек будет страдать до тех пор, пока не покается, тогда его душе станет хорошо. Конечно, тот человек, который еще не пришел к Богу, никогда не испытывал радости, какую Господь посылает через смирение, когда мы благодарим Его через терпение, скорби, болезни. Это состояние неизвестно такому человеку. Когда он придет к Богу и Господь утешит его душу, то от души отойдет скорбь, гнев и зло. Именно тогда человек поймет, как все было прекрасно до грехопадения. Как только он совершит грех – уходит благодать. Точнее сказать, Господь живет в нашем сердце и теле, а когда мы совершили грех, то Господь оставляет эту душу и в нее вселяется злой дух.

Читайте также:  Слова соболезнования родным умершего: короткие, своими словами

Вопрос радиослушателя: – Святитель Лука Войно-Ясенецкий при жизни говорил, что лучшего лекарства, чем святая вода, нет. Так ли это? Нужна, наверное, сильная вера, чтобы надеяться только на святую воду?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил, что надо каждый день пить святую воду и она исцеляет. Да, так и есть. Люди, которые веруют в Бога, имеют много средств для исцеления: первое – это вера, когда мы пьем святую воду, мы должны верить; второе – покаяние, затем – причащение, молитва и добрые дела. Все это помогает человеку в исцелении души и тела.

Вопрос радиослушателя: – Говорят, что четки нельзя никому показывать и чтобы их носить, нужно особое благословение? Так ли это?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): На молитву по четкам нужно благословение духовника. Обычно советуют, чтобы человек публично не перебирал четки: чтобы сам не возгордился и не вводил в искушение ближних. Люди могут увидеть и сказать: «Святой человек!»

Иеродиакон Елеазар (Титов): Возвращаясь к теме о благодарности Богу за все, хотелось бы поделиться одним примером. Как-то я слышал, как священник из Австралии рассказывал очень интересный случай из своей жизни. Когда они прибыли в Австралию, то им нужно было построить храм, потому что там не было церквей. Власти долгое время не давали землю, и вдруг выделили участок. Священник поехал осмотреть это место. Там не было ни дороги, ни коммуникаций, ни света, ни газа, ни воды – пустынная территория. Второй священник, который был рядом с рассказчиком, говорит: «Слава Богу! Участок дали!» У другого батюшки невольно вырвалось: «За что?! За что слава Богу? За этот пустырь?!» Очень часто даже православные забывают благодарить Бога. Что же тогда говорить о неверующих людях или мало воцерковленных? Как нам постоянно держать в уме, что надо за все благодарить Бога?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Если взять, к примеру, мобильный телефон, то человек, когда часто пользуется им, постоянно заряжает его, чтобы тот был в действии. Когда нет зарядки, телефон становится пустым, не приносящим никакой пользы. Так и человек, когда благодарит Господа за всё, читает Евангелие, с утра до вечера молитву Иисусову и благодарит Бога, становится «подзаряженным», и ему на душе легко и радостно. Когда человек пустой, в него входит злая сила, тогда он теряет душевный мир, радость, покой – теряет абсолютно всё и никому не приносит пользы.

Вопрос радиослушателя: – Что значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Можно привести такой пример: коммунистическая партия строила рай на земле. Сколько было потрачено сил, уничтожено человеческих душ, людей расстреливали миллионами. Все это совершалось с благими намерениями, но к чему мы пришли? – К уничтожению российского народа, веры, лишению Бога. Цель была одна – чтобы Господа не было в жизни человека.

Сколько сейчас разных христианских верований? Сколько сект? Есть сведения, что их несколько десятков тысяч. На первый взгляд, все стараются говорить о Боге, раздают Евангелие, проповедуют. Некоторые за это попадают в тюрьму. Выглядит как благое дело, но апостол Павел говорит: «Один Господь, одна вера и одно крещение» (Еф.4, 5). Бог не создавал много верований. Он создал только одну веру – православную, что значит «правильно славящую Бога», правую веру.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Фраза «благими намерениями дорога в ад вымощена» является не чем иным, как перефразированным выражением из Евангелия: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать что он тем служит Богу» (Ин.16, 2-3). Люди думают, что делают добро — убивая последователей Христа. Хотя, выглядит так, что все во благо.

Вопрос радиослушателя: – Женщина отдала мошеннику последние деньги как милостыню. Как быть?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Ничего страшного. В Священном Писании сказано: «просящему у тебя дай» (Мф.5, 42). Увидели старичка какого-то с бородкой, больного – помогите ему. Когда мы подаем милостыню, то через руки этого человека ее принимает сам Христос. Будь он мошенник или нет, подавайте. Наша цель – помогать всем. Господь ни в чем не нуждается, а мы нуждаемся. Когда мы помогли кому-то, оказали милость человеку, то мы совершили благое дело, смысл которого заключается в том, чтобы человек научился любить ближнего и помогать окружающим. В это время мы оказываем милость Самому Богу.

Вопрос радиослушателя: Ведь когда мы даем милостыню, нужно помнить, что мы даем не свое, так ведь? Ведь у нас самих ничего нет, все — Божье. Если так думать, то на душе будет радость. Правильно?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Все верно. Недавно одному нашему батюшке исполнилось 70 лет, и мы сказали ему: «Помни, что Господь создал землю. Не мы, а Господь. Бог создал человека — Адама и вдохнул в него душу. Дал ему дары. У нас самих ничего нет. Даже если ты зашел в раковый корпус и сказал всем: «Идите все домой! Вы здоровы!» Или вошел в морг и воскресил сто человек. Не стоит себе приписывать ничего, так как Господь сказал: «. без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). Если человек приписывает все себе, то это гордыня. Мы постоянно забываем, что у нас есть два оружия. Как говорит Иоанн Златоуст, это молчание и улыбка. Если мы будем молчать, то избежим многих проблем, а если будет улыбаться, то сможем справиться со многими искушениями. Главное — благодарить Бога. Господь знает, что нам полезно. Если нас уволили, где мы получали хорошую зарплату, то можем найти работу, где будем зарабатывать и больше. Раньше работала по 12 часов, а теперь намного меньше. Господу виднее.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Одна женщина как-то рассказывала, что ездила на отдых и была тогда еще маловоцерковленной. Они с подругой зашли в храм и когда обходили с тарелочкой, чтобы собрать пожертвование, она положила туда крупную купюру, не зная правил и обычаев. Она стала ждать сдачу, но, разумеется, ничего не получила, потому что никто и не смотрел на то, какие суммы кто оставлял на пожертвование. Эта женщина так расстроилась, но вернувшись домой, все поняла: в отделе, где она работала, всем отказали в выплате премии и только ей было выдано большое вознаграждение. Она, конечно, поняла, что Господь за ее милостыню утешил ее. Ведь Бог никогда не остается в долгу.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Если люди видят колодец и понимают, что он полный, то они подходят к нему и набирают воду. Если же он пустой, то к нему зарастет дорожка. Храм — благодатный колодец и когда человек ходит туда, то получает утешение. Если бы не было благодати, то никто бы не ходил в храм. Даже в первое время после открытия храмов, когда там еще стояли леса, люди тянулись туда и получали благодать.

Иеродиакон Елеазар (Титов): В первое время после советских времен, когда храмы начали открываться, люди там чувствовали благодать. Говорят, сейчас такого уже нет. С чем это связано?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Если человек не ходил в храм и вдруг уверовал, то Господь дает благодать. Такой человек рвется в храм. После открытия храмов Господь посылал благодать. Верные остались при храме, а неверные отпали. Некоторые стали обвинять священников. Но ведь если у нас приступ, то мы вызываем скорую помощь и не смотрим, какой врач приезжает к нам: курит он или пьет. Наша цель одна — вылечиться. Также если в центральный банк попадет одна фальшивая купюра, это же не значит, что и остальные такие же. Без Господа мы все — ноли и лишь уверовав в Бога, получаем перед собой единицу и оживаем.

Вопрос радиослушателя: Вы раньше были боксером, но говорили, что никогда не прибегали к физическому насилию. Что заставило Вас заниматься этим видом спорта?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Я жил в городе Алейске и как-то пошел на речку, там меня встретил мальчик 15 лет, который был старше меня в два раза. Он побил меня и разбил нос в кровь. Тогда я решил заниматься боксом. Потом меня увидел тренер и предложил заниматься профессионально. Мой старший брат Николай рассказывал мне про армию и говорил, что спорт там тоже пригодится. Когда я начал служить, то всех спортсменов позвали отдельно. Меня отобрали, я стал тренировать всех и мы выступали на соревнованиях на Дальнем Востоке. Это умение спасло меня. Господь хранил. Никто в армии не сказал ни одного грубого слова. Бог хранил меня во все дни жизни. Все не без промысла Божия. Все по милости Его.

Вопрос радиослушателя: Мне уже 82 год и вчера ночью я проснулась, пошла и упала между кресел. Первой моей мыслью было: «Слава Тебе, Боже! Слава Царице Небесной!» Надо верить, что Господь есть и Он помогает.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Я тоже вчера после дороги, длившейся больше пяти часов, зашел в комнату и упал между двух кресел. Какая-то сила толкнула меня. Я подумал: «Как интересно! Значит, так надо!» Слава Богу за все.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Святые отцы отмечают, что когда особенно плохо, нужно через силу благодарить Бога и говорить: «Слава Богу за все! Слава Богу за все!» И мгновенно все начинает меняться к лучшему.

Вопрос радиослушателя: – Как в наше время найти хорошего духовника?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Нужно молиться, просить Бога и говорить: «Господи! Я хочу спастись. Ты знаешь меня, мои возможности, мои немощи, помоги мне! Господи, пошли мне такого батюшку, который бы меня терпел и помог спастись».

Иеродиакон Елеазар (Титов): Найти настоящего духовника – это все равно что выиграть в лотерею. Я помню, одного священника спросили: «Как найти духовного отца? Какие критерии поиска?» Он говорит: «Точно такие же, как вы искали бы себе жену», т.е. лежит ли к этому человеку душа или нет.

Вопрос радиослушателя: Чтобы считать кого-то духовным отцом, нужно ли находиться рядом с ним или достаточно воспринимать его советы и таким образом спасаться?

Иеродиакон Елеазар (Титов): Владыка Василий (Родзянко) часто выступал в Америке по «Радио Свободы» и жители СССР сооружали специальные приемники и ловили радиостанцию, чтобы послушать его. Однажды когда он приехал в Россию и ехал куда-то, то по дороге увидел аварию. Сын выжил, а отец погиб. Тогда Владыка подошел и спросил о том, что произошло. Молодой человек рассказал, что его отец погиб, но он был верующим и у него был духовный отец — Владыка Василий (Родзянко). Несмотря на то, что он его никогда не видел, он все время слушал его радиопередачи. Мы же не видели Христа своими телесными глазами, но знаем, что Он есть. Тоже самое и с духовным отцом.

Читайте также:  Канон молебный ко Пресвятой Богородице

Вопрос радиослушателя: – В Священном Писании сказано, что блудники, чародеи, пьяницы Царство Божие не наследуют. А как понять то, что Христос взял блудницу и сказал: кто из вас без греха, первым брось в нее камень?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Почему было так сказано? Потому, что они испытывали Христа. Если бы Он сказал: «Не бросай камень в нее», то нарушил бы закон Моисеев. Если бы ответил: «Брось камень!», значит, он – жестокий человек, а не добрый учитель? Господь, зная это, стал писать на земле их грехи, и сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8, 7).

Иеродиакон Елеазар (Титов): Стоит добавить, что Христос – это Творец, Бог. Если Он захочет спасти самого последнего грешника, то так и будет, и никто не сможет задать ему вопрос: «А почему Ты так сделал?» Своим поступком Христос проявил любовь и сказал всем нам: «Приходите ко Мне, и я точно так же поступлю с вами: не накажу, не обижу, не уничтожу, а прощу, если только покаетесь и исправитесь».

Вопрос радиослушателя: – Человек работает в Германии. Там проживают разные люди. Некоторые занимаются энергетическими практиками, но нужно общаться со всеми и любить всех. Как это сделать, будучи православным? Вроде твой коллега, но несет чушь, с точки зрения веры. Как с ним общаться?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Ко мне на исповедь пришел один человек, который на работе постоянно слышит мат, все вокруг кричат и ругаются. Он спросил меня: «Как быть?» Я ответил: «Ты сделай просто: воткни беруши, не общайся с ними и не осуждай. Придет время, они покаются и исправятся».

Иеродиакон Елеазар (Титов): На самом деле, настоящему православному христианину везде неплохо.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Я скажу из своего опыта. Когда я работал в шахте, то там сильно ругались, а я в это время читал молитву Иисусову и не обращал внимания на них. Все эти слова пролетали мимо.

Иеродиакон Елеазар (Титов): Как говорят, пчела пролетает мимо навоза и летит на цветы, а муха пролетает мимо цветов и садится на навоз. Надо молиться, благодарить Бога за все и радоваться.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): Святой Паисий Святогорец рассказывал, как к нему пришла пожилая пара, которым было по 95 лет. Старец спросил: «Как же вы прожили все эти годы? Ссорились ли Вы?» На что старушка ответила, что они всегда жили мирно. Она избрала мудрый путь: когда муж приходил домой, она подавала ему тапочки и чистое белье, отправляла детей в комнату, чтобы они не шумели, и приносила мужу кофе и сладости, чтобы он мог отдохнуть. Благодаря этому у них не было никаких ссор.

Скажу из опыта: если на душе плохо, то нужно придти в храм и покаяться, чтобы темные силы вышли из человека. Если кто-то ругается и злится, значит, в нем живет злой дух. Надо покаяться и очиститься и тогда благодать наполнит нашу душу. Храни Вас Бог!

Что значит изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»

Запись №2281, сентябрь 2013 г.

Я много раз при проведении чтений слышал фразу «оттуда», что не все добрые намерения и дела могут на самом деле таковыми являться. Я подумал, что назрел момент прояснить это в отдельном сеансе. Ниже я привожу чтение по этому вопросу, который мы провели 25 сентября 2013 года:

В. Как можно расшифровать фразу «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

О. Именно не благими делами, а благими намерениями, то есть намерение это желание и определенный посыл «я хочу, но не делаю, хочу, но не выполняю». Есть намерение, но нет конкретного действия.

В. А если ты все таки совершаешь определенное действие, для тебя благое, а для другого может быть не благое.

О. Тут еще можно перефразировать — «Не твори добра, не получишь зла». Речь идет о том, что у каждого человека своя задача, своя судьба и опыт, который он должен приобрести. Благие дела основываются в помощи другим. Но нужно понимать, кому помогать и как.

В. Как научиться это понимать?

О. Самое дорогое — это принять непосредственное участие. Чтобы помочь кому-то, лучше приложить физическую энергию. Самый простой, легкий способ — это дать денег тому, кто просит, но большое значение имеет непосредственное участие, желание помочь, оказать конкретную и реальную помощь, которая требует физических и эмоциональных усилий и приложение энергий. Такая помощь всегда ценится больше.

В. В чтениях много раз говорилось, что не надо оказывать помощь. Повторяли эту пословицу «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Ты думаешь, что несешь помощь, а на самом деле это далеко не помощь. Как это все таки понять?

О. За человека решают проблемы, и он не понимает сути, почему в его жизни случилась такая проблема и какие уроки он должен из этого извлечь. Когда есть вмешательство со стороны, человек не успевает понять то, что ему было необходимо понять. Такое вмешательство является не благом, а препятствием для понимания. То есть ты не дал человеку получить опыт, ты не дал ему такой возможности. Сделал хуже ему, и сделал хуже, в итоге, себе.

В. Как отличить где эта грань? Все-таки помощь оказывать нужно или нет?

О. Благо нужно творить. Это благотворительность. И это нужно чувствовать, кто действительно в этом нуждается: беззащитные, беспомощные дети, больные люди, которые не могут себе помочь самостоятельно. За любым намерением должно быть действие. Задача: отделить зерна от плевел, что есть благо, что есть зло. И это задача каждого — самостоятельно понять, и самостоятельно принять решение. В этом и заключается задача — научиться определять.

В. Как человек должен научиться? Какой критерий должен быть?

О. Помочь больному ребенку, которому нужна срочно медицинская помощь, перечисляя или передавая деньги — это благо, это помощь. Спасая своего друга в очередной раз от какой-то проблемы, в которую он систематически попадает — это уже вмешательство, это не помощь, это помеха. Каждый должен для себя решать. Не нужно думать, что на каждый вопрос, всегда есть ответ. В том и заключается развитие человека, чтобы он сам до этого дошел, чтобы он сам осмыслил и понял. В этом и заключается опыт.

В. В интернете есть просьбы о помощи тысячей детей, ждущие помощь. Помогая им, ты можешь просто надорваться.

О. Любой вклад и лепта могут быть помощью. Нужно быть избирательным и последовательным.

В. По мере своих возможностей?

В. Не снимая и не отдавая последнюю рубашку?

В. Чтобы не совершить преступление против своей сущности?

В. Но должено быть внутреннее понимание, внутренний позыв?

В. А если по другому мыслить, например, ребенок, который заболел, если взять кармически, он тоже проходит определенный урок. И если ему помочь в этой ситуации, он не поймет опыт, который должен был приобрести. Как к этому относиться? Правильно ли я понимаю?

О. Смысл глубинный в этом есть, но это жестоко по отношению к ребенку. Родители и ребенок связаны одной кармической задачей. И это в любом случае проблема, которую надо решать. Обычно такие дети очень быстро взрослеют и понимание к ним приходит рано, и родители вынуждены искать знания, тем самым расширяя свое сознание. Они ищут пути, заставляя себя быть более активными и сильными, у них более глубокое понимание. Поставлена задача и ее нужно решать.

В. Поставлена задача сущности, ее надо решать и приходит кто-то со стороны и оплачивает операцию, и сущность задачу не решила.

О. Почему не решила? Это задача решена. Потому что каждый извлек определенный урок из этого, и получил собственное понимание сути вещей.

В. То есть добро нужно творить?

О. Да. Почему называется благотворительность? Тот, кто создает благо, делает доброе, он творец. Он создает, он творит. Просто хотеть и думать об этом, и не прикладывать к этому усилие — это и есть дорога в никуда. Создал намерение — попытайся его выполнить. И не просто пустая болтовня как, например, в большинстве случаев есть желание быть известным, богатым, успешным человеком, но почему нет никаких действий? Человек задал и ждет. Нужно намерение, нужна задача и нужно начинать делать шаги, чтобы выполнить это. Нужно что-то изменить в своей жизни, исключить то, что мешает и не нужно ждать, надо включаться в реализацию. Много знать, но не применять это все равно, что нести за печами рюкзак с едой, но умереть с голода, просто потому что лень скинуть этот рюкзак и достать из него что-то. Если есть намерение, желание и возможность, нужно предпринять действие, чтобы это взять. Иначе это ни к чему так и не приведет.

В. Можно ли так сказать, что благотворительность или благие дела должны быть по уровню развития? Если человек понимает на своем уровне, то он должен творить дела на своем уровне, если он понимает глубже, то он должен творить благие дела уже на этом уровне?

В. Понимание кармических связок приводит к другому пониманию благотворительности?

В. Но все-таки благотворительностью заниматься надо?

О. Да, это и есть одним из этапов пути и роста.

Елена Вихрева – Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Елена Вихрева – Благими намерениями вымощена дорога в ад. краткое содержание

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Кто не слышал этой фразы? Да все слышали. Вот только как не свернуть на эту дорогу? Как? Если все, чего ты хочешь — это просто не допустить войны, не терять друзей, любить и быть любимой. Но судьба решила снова пошутить, и твое сердце разрывается от любви к двоим. Как же понять, кого выбрать, если одинаково сильно их любишь? Как выбрать между ними, если они враги? На чью сторону стать? Что делать, если только от твоего решения зависит, кого ты обречешь на ад? Особенно если ты способна отправить туда весь мир.

Благими намерениями вымощена дорога в ад. – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Он смотрит на нее, такую красивую, хрупкую, нежную и такую сильную. Боль рвет сердце на части. Она здесь, совсем рядом, но он не смеет подойти, прикоснуться, обнять, поцеловать, шептать о любви… Они оба знают, что созданы друг для друга, но рок сделал их врагами… Она так и не простила его, не простила ему его жестких решений. Но тогда он просто не мог поступить по-другому. Любовь и боль сплелись в один неразрывный клубок… Затаив дыхание он ждет ее решения, мысленно моля ее отказаться. Но она гордая, чертовски гордая, такая же как и он, и не в силах отступить. Гордость, проклятая гордость стоит между ними. На его лице маска отстраненности и холодности, Боги, как же трудно ему ее удерживать. Ее глаза отражение его собственных — боль пополам с любовью. Она медлит, и надежда поселяется в его сердце. Но вот она подтверждает вызов, и его захлестывает отчаяние и обреченность. Он медленно обнажает мечи, она решила и уже не отступит. Глаза в глаза они сходятся в последнем поединке. Это и мучительно и сладко кружить с ней в смертельном танце под звон клинков, остро чувствовать ее близость, видеть в таких любимых глазах ту же боль, что сжимает ее сердце… Он борется с желанием обнять ее и прижаться к таким желанным губам и ошибается… атака… ее клинок пронзает его плечо…алая кровь выплескивается на его черную броню… рука разжимается и один его меч падает. Он не может проиграть, слишком многие зависят от этого. Как же тяжело, как же больно принимать такое решение. Он знает, что не сможет жить без нее. «Прости», — шепчет он, ловит ее, разворачивает так, что ее спина прижимается к его груди. Острый миг счастья — она в его объятьях, но уже ничего не изменить и… его клинок пронзает обоих. Она поднимает голову, и их губы успевают встретиться в последнем прощальном поцелуе — сладком от любви и соленом от сожалений, крови и слез…

Читайте также:  Тихвинская икона Божией Матери: значение, в чем она помогает

Мужчина резко сел на кровати, дыхание рывками вырывалось из его груди. Он закрыл лицо руками, медленно осознавая, что это был только сон. Яркий, невероятно яркий и реалистичный, но все же сон. Вот только боль была слишком сильной и настоящей, так же как и тревога, что никак не хотела отступать. «Неужели вещий», — холодея, подумал он и, с запредельной грацией соскользнув с кровати, заметался по комнате, освещенной лишь лунным светом. Вдруг резко остановился у стены и яростно ударил по стене кулаком, потом еще и еще… Немного успокоившись, мужчина со стоном отчаяния прислонился лбом к стене, и ночную тишину разорвал его едва слышный хрипловатый шепот:

— Я не допущу твоей смерти…

— Вот скажи, чего ты вечно нарываешься? — осторожно укладывая в кровать друга, поинтересовался Морской Властелин.

— Не знаю, — попытался пожать плечами Дамиан и поморщился, — привык уже, наверное. Но так влипаю впервые.

— Самоуверенный ты слишком, — откидывая со лба прядь сине-голубых волос и плюхаясь в кресло, буркнул Янар. — Сразу видно никогда не доставалось.

— Вот погоди, мальчишка, сейчас я доберусь до тебя, — рыкнул Горный Властелин и попытался встать, но со стоном рухнул обратно на подушки.

— Ну-ну, — чуть ехидно рассмеялся парень, — вот только сначала выздоровей, а потом будешь тут угрозами швыряться.

— Не обижайся, Дамиан, — Морской Властелин подошел и поправил подушки, помогая другу устроиться поудобнее, — но тебе стоит сначала думать, а потом говорить. Здесь не твоя территория, где ты — олицетворение власти и силы. Ты в гостях у равного. И друзья у него необычайно сильны.

— Я заметил, — хмуро изрек тот.

— Радуйся, что сцепился с Дамиром, а не Рэмом. Он посильнее Дамира будет.

— Да, воина такого класса, как Рэм, я еще никогда не видел, — задумчиво выдал мужчина. — Но он бы со мной не сцепился.

— Он бы меня просто убил. Быстро и чисто. Ты видел его глаза, когда Дамир вывел его из себя? Там была сплошная обжигающая тьма.

— Рэм опасен, как тысяча фоморов. Не понимаю, как Витольд разрешил ему находиться на своей территории, — чуть нахмурился Горный Властелин.

— А еще он представляет тут Темного Императора.

— Интересно, что нужно Темному от Аниты?

— То же, что и всем, — небрежно пожал плечами Янар, вновь обосновавшийся в кресле. — Заручиться поддержкой Нубит.

— Тогда почему он столько раз пытался ее убить?

— Да кто этого Темного поймет, — фыркнул парень. — Он же ненормальный. Жестокий, расчетливый, вспыльчивый ненормальный.

— Не уверен… — Дамиан глубоко задумался. — Ну не понимаю, зачем он устраивает бал в честь Аниты. И самое смешное, мне кажется, что бал не подстава.

— Почему? — удивился Морской Властелин.

— Ты заметил, как Рэм относится к Аните? — короткий кивок со стороны парня, и он продолжает: — Такой мужчина, как Рэм, никогда не подставит дорогого ему человека. А Анита ему очень дорога. Значит, он не видит подвоха в приглашении.

— Так чего же Темному, фоморы его забери, от нее надо?

— Не знаю… разве что…

— Договаривай, Дамиан, — нахмурился Янар, чувствуя, что от него ускользает мысль друга, который в силу опыта понимает больше, когда заставляет себя хорошенько задуматься.

— Если Темный видел Аниту, то он просто может хотеть ее соблазнить.

— Боги! — ахнул парень. — У нее ни малейшего шанса устоять.

— Перед Рэмом она ведь устояла.

— А ты заметил, что Рэм не играет с ней? — хмыкнул Морской Властелин.

— Я как-то не в том состоянии был, — поморщился мужчина, понимая, что упустил такую важную деталь. — Он что и правда с ней не играет?

— Ни капельки, — подтвердил его друг. — А Темный точно будет играть на полную, да и не погнушается подлить чего. А если она попадет в его постель…

— Это будет конец, — скрипнул зубами Дамиан. — Его любовницы готовы на все, лишь бы еще раз оказаться с ним.

— Значит надо сделать так, чтобы она не попала в постель Темного.

— И каковы будут предложения? — иронично выгнул бровь Горный Властелин.

— Все просто. Ее нужно соблазнить раньше.

— И как ты себе это представляешь? — устало прикрыл глаза мужчина, прекрасно сознавая, что ему она не поддастся.

— Я видел, как Анита выскользнула из дворца и отправилась в сад практически сразу после того, как ушел Рэм.

— Возможно их просто надо немного подтолкнуть.

— Я бы предпочел, чтобы это был не Рэм. Лучше уж Дамир.

— На Дамира она сейчас зла. И не известно сколько еще будет злиться, — заметил парень. — Ты не в форме совсем, к Витольду она относится как к брату, а на меня совсем не среагирует. Так что остается только Рэм.

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

а вот, так к размышлению, не совсем по теме, но по-моему, интересно

Про пословицы
Не секрет, что многие пословицы и поговорки за время своего существования претерпели немалые изменения, исказившие не только их звучание, но и самый смысл изречений. Значение некоторых даже изменилось на прямо противоположное. К примеру, римская присказка “в здоровом теле здоровый дух – большая редкость” со временем утратила вторую половину, а за компанию с половиной посеяла где-то и свою суть.

Немногие знают, однако, что сильнейшим искажениям подверглась и народная мудрость земли русской. Только сейчас, благодаря исследованиям известного филолога, почетного профессора университетов шести стран, академика РАЕН и Международной Академии Возрождения Сакральности Вениамина Аркадиевича Нишишаева мы можем приоткрыть завесу тайны над мудростью, что скрывалась на самом виду.

Итак, что же на самом деле означают и как на самом деле звучат знакомые нам с детства слова?

“За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.” Потерялось всего одно слово, но каков эффект! Настоящая пословица предостерегает от чрезмерной мелочности, рекомендует не размениваться на зайцев, а заниматься сразу крупной дичью.

“Не плюй в колодец – пригодится.” В данном случае пословица со временем лишь разрослась – видимо, уже после утраты исконного смысла. Родилось сие высказывание во времена Золоторй орды и сообщает, что при желании досадить захватчикам, лучше дождаться встречи и плюнуть им в физиономию, а не растрачиваться на колодцы, из которых неизвестно еще, будут ли пить супостаты.

“Муж и жена: лишь один – сатана.” Искажение слов не сильное, но смысл совершенно иной. В старинном обществе бытовало мнение, что злобные супруги вместе никогда не уживутся, и если уж с семьей что-то не так – то виноват кто-то один. К нашему времени тезис неоднократно опровергнут – потому, возможно, и перестал существовать в начальном варианте.

“Благими намерениями выстлана дорога в ад”. Интересный случай: слова остались неизменны, но сама пословица со временем стала восприниматься совершенно иначе. Изначально это циничное высказывание констатирует факт невозможности достижения благополучия добром и благостью. По некоторым источникам было еще продолжение, утверждающее грешность дороги в рай, но точная формулировка утеряна.

“Лучше синица в руке, чем журавль в небе”. И снова неизменными остались слова. Забытой, однако, оказалась древняя традиция русов тренировать охотничьих синиц. И охотились с их помощью как раз на журавлей. Пословица же гласит, что лучше охотничья синица с надеждой найти жертву, чем найденная жертва без возможности ее поймать.

“Без мужицкого труда не вытянешь и рыбку из пруда”. Пословица времен расцвета крепостного права. Ловля рыбы была деом совсем не барским, о чем и напоминают молодому поколению сии слова.

“За одного битого двух небитых дают”. Считается, что обмен пленными в древней Руси не практиковался. Отнюдь! Практиковался, и еще как. Если же для равноценного обмена не хватало захваченных в бою солдат – остаток выплачивали своими же крестьянами в соотноешнии 2:1.

“Дурак дурака видит издалека”. Кардинальным образом за последние полторы тысячи лет изменилось значение слова “дурак”. Корень “ра”, обозначающий солнце, усиливается здесь вторичным корнем “ду”, происходящим от числа два. Получается “дважды солнцеподобный”. Дураками в былые времена называли мудрецов, составлявших особую касту и способных, по поверью, мгновенно выделить из толпы тех, кто равен им по мудрости.

“Дуракам закон не писан”. Истоки заблуждения аналогичны. Каста дураков действительно была освобождена от исполнения законов, необходимых лишь для управления бестолковым сбродом.

“Два сапога пароход не заменят”. Пословица довольно таки новая, констатирующая мощь технического прогресса. Однако, будучи записанной в одном авторитетном словаре, попала вместе с ним в пожар и потеряла два с половиной слова. При переписывании библиотекарем была восстановлена первым пришедшим тому в голову способом.

“Один в поле не воин, а путник.” Совершенно непонятно, как умудрилась дожить до нас обрезанная версия этой пословицы. В современном варианте она абсолютно бессмысленна: ежу понятно, что один в поле воином быть не может. С кем ему там воевать-то, одному? С травой?

“Сила есть – ума палата”. По иронии судьбы, этой пословице случилось поменяться смыслами с римским “здоровым телом”. В отличие от римлян, наши предки как раз считали, что сильный, здоровый человек и человек умный просто обязаны сосуществовать в одном индивиде.

“Семь раз отмерь – один отрежь”. В наше время слова эти носят характер наставительный, но в былые времена они представляли собой уникальный образец сатиры. Таким забавным выражением обозначали в старину работу сборщиков налогов. Дескадь, налог-то взять получается лишь один, но начислить в него можно ого-го!

И это лишь вершина айсберга. Уверен, дальнейшие исследования пословиц русских принесут нам новые чудесные открытия!

Ссылка на основную публикацию