Как правильно креститься православным христианам?

Как правильно креститься православным

Как правильно креститься

Крестное знамение имеет единое значение для любого христианина. Осенив себя крестным знамением, человек обозначает верность перед Христом. Ведь Господь даровал людям спасение, подвергшись крестной смерти. Православные, католики, старообрядцы – у всех свои способы применять крестное знамение.

Немного об истории

Слова архиепископа Кесарии Каппадокийской, Василия Великого определяют крестное знамение тем преданием, которое пришло к людям, благодаря обычаям предков, а не заветам. Во всех местах, где ими проповедовалось Слово Божие, люди, принявшие христианскую веру, осеняли себя знаком креста. Причем в западных странах крестились полной ладонью. На африканском континенте применяли один палец (указательный или большой) как знак единобожия. Встречаются необычные способы осенять себя – не полным крестом, а прислонять пальцы лишь к челу, устам и сердцу. Православная традиция наказывает благословлять меньших от больших: мирян от священников, детей от родителей.

Знание того, как правильно креститься — это древнейшая религиозная традиция. Имеются сведения, что примкнувшие к христианскому обществу, вначале для осенения применяли один палец правой руки и прикасались только к челу, груди, губам перед чтением Евангелия. Потом перешли к использованию нескольких пальцев, а далее и целой ладони. С началом XVI столетия, крестились двумя пальцами – касание лба, живота и плечей, а ближе к XVII веку утвердили крещение тремя перстами, а двуперстное каралось.

Как правильно креститься православным

Крестное знамение обладает необъяснимой силой. Она защищает, если войдя в дом Божий произнести молитву, а также во время пребывания и выхода. Крест – это смысл христианства. Вера православных безгранична. Молитвы следует читать с чистым сердцем. Во избежание неловких ситуаций, необходимо знать, как себя вести в церкви – проявлять уважение к святости храма, вести себя тихо, не спешить и не суетиться.

Оказываясь у ворот церквей, верующий обязательно остановится, трижды поклонится. В обычные дни – земными поклонами, по субботам, воскресениям и праздникам – поясными. Эти действия закрепляют верность Творцу. При поясных поклонах человек кланяется в пояс, а при земных же опускается на колени и касается челом пола. Вот как правильно креститься православным:

Для начала необходимо положить персты на лоб – этим человек просит освящения ума. Далее пальцы налагают на район солнечного сплетения – это просьба к Богу о продлении дней жизни.

Следующее действие, это переложение перст на правое плечо, а затем на левое плечо – этим освящается житейская деятельность.

Правая сторона является местом обетования святой души – Раем, левая же – пребыванием бесов, чертей и погубленных душ грешников – чистилищем и адом. Поэтому осеняя себя крестом, люди просят Всевышнего о спасении души и избавления от вечных адских мук.

Крестясь, истинно верующие должны выражать полную приверженность к Всевышнему:

утверждая свою веру в Пресвятую Троицу;

провозглашая свое желание к жизни в заповедях Божиих;

выражая намерение приобщиться к святой благодати Господа.

Сакральный смысл

В том, как правильно креститься православным, заключается особая чудесная сила. Три пальца, сложенных вместе, отождествляются с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Святым Духом (Святая Троица). Двумя оставшимися пальцами, прижатыми к ладони, олицетворяется двойственность сущности Христа – человеческая и божественная. Получается, что люди, осеняющие себя крестным знамением, привлекают к своему духу Благословение Господне.

Изображать крест люди могут и на трапезах, родных и близких, место для сна и отдыха. Святой силы крещения остерегаются грешные люди и злобные силы. Тех же, кто отрекся, также запускают в церковь. Однако они специально крестятся неправильно и быстрым движением пытаются сбросить крест с себя.

Некоторые особенности крестного знамения

Обязательно надо крестить детей, в особенности перед тем, как они лягут спать. Осенять их надо справа налево. Священнослужители рекомендуют обучить ребенка, как правильно креститься самому. В этом случае душа, расслабившаяся во сне, не будет подвергаться влиянию злых сил.

Что касательно общественных мест. Здесь может возникнуть двоякое чувство: нет желания, безусловно, выставлять напоказ высокую набожность и, возможно, смущать этим окружающих. Однако, почему человек должен сторониться своего вероисповедания – это также грешный поступок. Для такой ситуации есть хороший пример: словесное отречение апостола Петра от Христа, привело к тяжелому раскаянию – всю свою дальнейшую жизнь он в слезах нес бремя раскаяния.

Ну и, само собой, поклонами люди выражают смирение перед Господом. Показывают то, что человек сам по себе беспомощен духовно.

Как правильно креститься православным христианам?

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Читайте также:  Вселенская родительская мясопустная суббота 2020

Читайте также:

Как правильно креститься и кланяться

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Поясной и земной поклоны

Креститься без поклонов следует:

  1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  2. В начале пения или чтения «Верую».
  3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

  1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  4. При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При словах «Честнейшую Херувим…».
  6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

  1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
  4. По окончании пения «Тебе поем…».
  5. После «Достойно есть…» или задостойника.
  6. При возгласе «Святая святым».
  7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
  8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
  9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
  11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
  2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Источник: Первые шаги в храме. М., 2001.

Как у христиан изменялись правила крестного знамения и почему это вызывало столько проблем

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Крестное знамение двумя перстами

Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.

Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.

После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» – было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.

Реформа Никона и троеперстие

А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.

Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.

Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.

Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев. Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг. Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.

Другие варианты перстосложения

Если старообрядцы – те, кто не принял новых порядков – признавали лишь двуперстное крестное знамение, то «новообрядцы» говорили еще о нескольких, помимо признаваемого ими как правильное. Например, о единоперстии, которое якобы практиковалось на заре христианства. И об именословном перстосложении – что применяется лишь священниками для благословения. Пальцы в этом случае складываются так, что образуют нечто похожее на буквы греческого алфавита – IC XC, то есть «Иисус Христос». До середины XVII века такое перстосложение, по всей видимости, не практиковалось.

Читайте также:  Ангел-хранитель по дате рождения - кто твой ангел-хранитель

В 1971 году Поместным собором Русской православной церкви все способы перстосложения признаны «равноспасительными», а вот у старообрядцев такая терпимость к иным, чем признают они, способам совершать крестное знамение, наблюдается не всегда.
Католическая же церковь избежала подобных конфликтов, она издавна допускала все вышеперечисленные варианты, а самым распространенным был и является до сих пор способ креститься пятью пальцами – при этом они символизируют пять ран на теле Христа.

Своеобразной «жертвой» русских споров о вере стала Анна Кашинская, святая, которая была лишена своего статуса вследствие никоновских реформ. Как и почему это произошло – читайте здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Крестное знамение

В настоящее время все православные, посещающие храм регулярно, знают, что такое крестное знамение, и как его совершать. Но что именно оно означает, для чего это надо делать, знают не все. Стоит поговорить об этом подробнее.

Смысл православного креста

Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное. Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови. Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.

Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.

Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.

Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме. У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него. Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.

Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!

Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.

Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».

Как правильно креститься православным крестианам

Православные для совершения крестного знамения складывают пальцы правой руки в щепотку. Три пальца, сложенные воедино, означают Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Остальные два пальца, прижатые к ладони, означают двойственную природу Христа (Бога и Человека), сошедшего на землю.

Такими сложенными пальцами надо осенять сначала лоб (для освещения мыслей), потом грудь (во освящения чувств), потом правое плечо и левое (для освещения дел).

Многие старообрядцы ратуют за правильность своего, двуперстного знамения, ссылаясь на то, что священники и святые на иконах благословляют именно двумя перстами. Но священник при благословении складывает пальцы особым образом, чтобы получились буквы имени Христа: IC XC. И таким образом он не сам крестится, а благословляет народ. Тоже самое касается и икон.

Немного истории

Первые христиане уже изображали на себе знамение креста. Но они это делали сначала одним перстом, изображая его на челе или груди, или осеняя пищу и жилье. Потом в четвёртом веке появилось широкое крестное знамение, похожее на современное, но опять же, его изображали на себе одним пальцем.

Святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке, призывал всех христиан осенять себя и всё вокруг крестным знамением. В шестом веке появилось первое упоминание о триперстном крестном знамении.

В девятом веке триперстное знамение сменилось двуперстным. Это произошло при появлении ереси монофизитов, которые говорили о том, что у Христа была лишь одна природа. В опровержение этой ереси верующие стали креститься двумя перстами, доказывая двоякую природу Спасителя.

Триперстное знамение вернул патриарх Никон в двенадцатом веке. Тогда случился самый обширный раскол в истории Церкви. Старообрядцы отстаивали правильность двуперстного знамения, за что были отвержены.

Сила креста

Зная о силе спасительных мук Христа, бесы боятся крестного знамения как огня. Поэтому святые отцы советовали как можно чаще осенять себя крестным знамением, а также пищу, воду для питья, мебель, кровать, стол, жилище и т.д. Таким образом, отгоняется лукавство врагов и освящается естество.

Много раз крестное знамение спасало людей даже от смерти. Перекрестив отравленную пищу, верующие оставались живы. Есть описанные многочисленные случаи.

В Древнем Патерике рассказан случай о том, как одному монаху явились бесы в образе ангелов света и уговаривали его сесть в огненную колесницу, чтобы унестись на Небо, подобно пророку Илии. Но монах, который уже занёс ногу на колесницу, осенил себя крестным знамением. В результате бесовское искушение разрушилось, колесница исчезла, а сам монах увидел себя на краю пропасти. Если б он послушал бесов и сел в колесницу, то упал бы с обрыва и разбился насмерть.

Другой случай рассказывает, как один святой запер беса в сосуде с помощью крестного знамения.

Мы всегда должны осенять все вокруг и себя крестным знамением, чтобы избежать стрел лукавого и смертельной опасности. Но делать это надо с особым благоговением и внимательностью, медленно и не торопясь.

О том, как правильно креститься православным христианам

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Как крестятся православные — история и правила

Зачем христиане крестятся

Крестное знамение — особый молитвенный жест руки, которым христиане изображают на себе крест. Это не просто обрядовое действие или религиозное предписание. Крест является главным символом и духовным оружием для верующих и имеет глубокий смысл. Поэтому важно знать, как крестятся православные.

“Но чем же является Крест? В вещественном смысле это символ, которым мы обладаем. Но этот символ нельзя создать. Значение имеет сила, которая кроется в этом символе. С помощью этой силы Бог Слово объединил несогласных и вернул к равновесию нашу взбунтовавшуюся природу, подверженную тлению. Он упразднил смерть и дьявола, открыл людям вход в рай, чтобы они смогли вернуться туда, откуда ушли, смогли войти туда, где есть все Божественные обеты (схимонах Иосиф Ватопедский).

Символика крестного знамения

Христиане исповедуют искупительную жертву Иисуса Христа. Он из любви к грешному человеку принес ее за всех людей. Желая подарить людям вечную жизнь в Царстве Небесном, Сын Божий пришел на землю, воплотившись от Девы Марии. Он взял на себя грехи всего человечества. Христос добровольно принял мучительные страдания и смерть через распятие на кресте. Господь не только спас человека от яда греха. Христос воскрес из мертвых, тем самым победив саму смерть.

“Воскресение Христово запечатлевает победу над диаволом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти” (Олег Давыденков, “Догматическое богословие”).

Согласно христианскому вероучению, каждый верующий в Иисуса Христа христианин воскреснет в последний день для вечной радостной жизни Богом. И именно крест стал знамением победы Христа над грехом и смертью.

“Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем Доброго Пастыря…” (святитель Иоанн Златоуст).

Итак, крестное знамение выражает веру в Иисуса Христа, Его крестные страдания и воскресение из мертвых. Это также исповедание надежды верующих на собственное воскресение и вечную жизнь в Царствии Божием.

«Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости» (святитель Иоанн Златоуст).

История возникновения крестного знамения

Наложение на себя креста началось еще в первые века христианства. Известно, что еще в апостольские времена последователи Христа делали на теле начертание креста. Правда, только одним перстом. К IV веку появляется известный нам так называемый «широкий крест». При нем крестом осеняли голову, живот и плечи, однако по-прежнему делали это одним пальцем. В этот период зарождается обычай крестить не только себя. С тех пор крестом благословляют предметы обихода при совершении повседневных дел.

Читайте также:  День обретения мощей Матроны Московской - 8 марта

В IX веке начала распространяться ересь монофизитства. Это учение, которое признавало в Иисусе Христе единственную, лишь Божественную природу. Его человеческое естество отрицалось. Для подтверждения своих взглядов они приводили единоперстное крестное знамение. Поэтому православные христиане стали использовать для наложения на себя креста два пальца. Это явилось знаком символического исповедания двух природ Господа Иисуса Христа.

В XII веке возникла необходимость введения отличий православных христиан от последователей еретического направления — несторианства. Это ересь, отрицавшая Божественную природу Христа и признававшая Его за человека, в Котором жил Бог. Греческими Православными Церквями именно тогда было определено, как крестятся православные. Было принято решение использовать привычное для нас трехперстное крестное знамение, означающее почитание Святой Троицы.

На Руси троеперстие укоренилось лишь в XVII веке после церковных реформ патриарха Никона. В этот же период появляется так называемое “именословное перстосложение”. Это особое сложение пальцев, которое используют только священнослужители для благословения молящихся. Пальцы при этом складываются таким образом, что образуется имя Иисус Христос. Два пальца складываются в виде креста, два — в виде буквы “Х”, вытянутый вверх мизинец означает букву “И”.

Как крестятся другие христиане

Стоит отметить, что не все современные христиане крестятся троеперстием — так, как крестятся православные. Так, например, католики накладывают крестное знамение всеми пятью пальцами. Это означает пять язв, нанесенных Иисусу Христу при распятии на Кресте.

Протестанты же вообще считают недопустимым почитание Креста, поскольку воспринимают его как орудие смерти и поругания Господа. Однако будем помнить слова апостола Павла:

“Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего…” (Гал.6:14).

Любопытен факт, что современные египетские христиане — копты — не носят нательный крестик. Они запечатлевают на себе крест в виде татуировки на запястье. По одной из версий, эта традиция берет свое начало в VII веке, когда властями Египта было запрещено ношение нательного креста. Тогда христиане стали рисовать знак креста на своем теле как символ своего вероисповедания. Сегодня такой знак наносится в том числе и на случай внезапной смерти. Чтобы, например, после автомобильной катастрофы, египтянину-христианину не быть похороненым по мусульманскому обряду.

Как правильно креститься

Как крестятся православные, как правильно складывать пальцы при крещении?

Прежде всего — правой рукой. Необходимо сложить вместе, как бы в пучок, большой, указательный и средний пальцы. Оставшиеся два пальца – безымянный и мизинец – плотно прижимаются к ладони. Такое сложение пальцев не случайно и имеет глубокий смысл.

Сжатые вместе три пальца выражают веру в Единого Бога, троичного в лицах – в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Прижатые к ладони пальцы говорят о том, что Иисус Христос был равно как Богом, так и Человеком, то есть имел две природы. Сам жест прижатия пальцев олицетворяет смирение Господа Нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя образ раба и пострадал за грехи всего человечества.

Сложенными таким образом пальцами с большим благоговением и вниманием сначала касаемся лба, освящая тем самым разум и мысли. Затем переводим руку на живот, благословляя эмоции и чувствования. Потом дотрагиваемся сначала к правому, а затем к левому плечу. Таким образом мы освящаем свои физические силы и здоровье. Только после полного крестного знамения, опустив правую руку, совершаем небольшой поклон.

Важно следить, чтобы небрежным или несвоевременным поклоном как бы не поломать наложенный крест. Крестное знамение – важнейший символ христианства и потому нельзя креститься как бы впопыхах, нерадиво и пренебрежительно. Этим выказывается неуважение Богу, демонстрируется дерзость и своеволие. А следовательно, совершается грех кощунства.

О таком крещении Иоанн Златоуст сказал: «Такому неистовому маханию бесы радуются».

Существует множество свидетельств того, как с верою и благоговением наложение крестного знамения творило чудеса и защищало от напастей.

Так, в сборнике жизнеописания монахов Египта “Лавсаик” (419-420 гг.) упоминается случай, как авва Дорофей безбоязненно выпил воды, набранной из колодца, в котором была ядовитая змея, осенив прежде кадку с водой крестным знамением.

Старец Паисий Святогорец рассказывал историю, как один православный священник с помощью крестика смог победить магические фокусы колдуна с Тибета, после чего тот стал христианским проповедником (“Духовная борьба. Слова. Том III”).

Как крестятся православные

Разберемся, почему православные крестятся справа налево.

Если взглянуть на то, как священнослужители крестят окружающих, то мы увидим, что и католический, и православный священники делают это слева направо (глядя от себя). Мы, молящиеся, принимая благословение, видим этот жест справа налево.

По этой аналогии, крестясь справа налево, православные верующие считают, что не они сами осеняют себя крестным знамением, а получают благословение извне, от самого Бога. Кроме того, перемещение руки справа налево символизирует победу Господа над грехом и дьяволом.

Когда нужно креститься

Полно и образно на вопрос «когда нужно креститься» отвечает преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.):

«Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен” (Собрание творений, том 2).

Крестное знамение сопровождает православного христианина в каждом деле. В начале молитвы и в конце, при благословении пищи и благодарении после трапезы, прежде чем выйти из дома, перед сном…

Как писал Тертуллиан (раннехристианский писатель и теолог) еще в начале III века: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие» («О венце воина»).

Но важно не только уделят внешнее внимание, как крестятся православные. Главное совершать крестное знамение со страхом и благоговением, осознавая святость и величие данного жеста.

«Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти» (святитель Иоанн Златоуст).

Когда нужно креститься во время молитвы в храме

Особое место в жизни христианина занимает церковное богослужение. Во время службы есть определенный порядок совершения молитвенного жеста. Это касается поклонов, которым должно заканчиваться крестное знамение.

Поклон свидетельствует о нашем смирении перед Богом, готовности служить Его славе и следовать Его воле. Существует два вида поклонов: поясные и земные. Из их названия нетрудно догадаться, как правильно их совершать. При поясном поклоне мы сгибаем спину в пояснице таким образом, чтобы рука коснулась пола. При земном поклоне наша голова склоняется пред Господом до самой земли, для чего мы становимся на колени.

Когда нужно креститься с поясными поклонами

1) Чтя и уважая храм как дом Господень, нужно перед входом и выходом из него три раза перекреститься с поясным поклоном.

2) Одно из самых частых песнопений во время богослужения — возглас «Господи, помилуй», то есть «Подай, Господи».

3) Перед началом чтения Символа Веры, Апостола, Евангелия, молитвы Отче наш. После завершения чтения Евангелия также необходимо поклониться.

4) Во время молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

5) Подсказками для совершения поясного поклона служат такие возгласы, как «поклонимся», «припадем», «Аллилуиа», «Придите, поклонимся», «Слава Тебе, Христе Боже».

6) При благословении священником молящихся Крестом, Чашей со Святыми Дарами, Евангелием.

Когда нужно креститься с земными поклонами во время церковной службы

Земной поклон – коленопреклонение – совершается в следующих случаях:

1) Один из важнейших моментов богослужения – чтение Евхаристического канона, после пения «Тебе поем, Тебе благословим…»;

2) При выносе священником Святых Даров для Причастия верующих Святых Таин при его возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите»;

3) После прославления Пресвятой Богородицы молитвой «Достойно есть»;

3) Перед пением молитвы «Отче наш» при возгласе «И сподоби нас, Владыко…»;

4) При возгласе священника «Святая Святым»;

6) В особые дни на аналое в храме лежат Крест или Плащаница. Прикладываясь к ним, нужно совершить земной поклон (даже в день Причастия).

«Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Сила Крестного знамения и имя Иисусово страшны для врагов Христа, нас спасут от лукавых сетей диавольских» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Ссылка на основную публикацию