Смертные грехи в православии: список

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Смертные грехи в православии. Список

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Грех смертный

Грех сме́ртный – грех, ведущий к погибели души, препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы.

Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» ( Мф.12:31-32 ). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу. В этом состоянии человек, как существо нравственно свободное, психологически недоступен действию ниспосылаемой ему Свыше спасающей благодати.

Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет. В данном смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

Часто под смертными грехами понимают восемь главных страстей.

Чем отличается смертный грех от обычного?

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь смертных грехов (страстей, см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. Авва Дорофей указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова ( 1Ин.5:16-17 ). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом ( Чис.35:31 ), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель Игнатий (Брянчанинов) :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

Читайте также:  Вселенская родительская мясопустная суббота 2020

С.М. Масленников:
В 1 томе святителя Игнатия (Брянчанинова) есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.

Смертные грехи

В течение всей жизни человек совершает множество грехов, иногда сам не осознавая того. И только опытный верующий, постоянно кающийся, сможет заметить свои грехопадения. Но не так важно знать грехи, как каяться в них и исправляться. Хотя, как говорили святые, познать свой грех – это уже половина успеха в деле очищения души.

Что такое грех

Грех – это то, что отдаляет человека от Бога. Грехи бывают разные – большие и малые, вольные и невольные, серьезные грехи и небольшие прегрешения. Некоторые из них называются «смертными», потому что приводят душу к смерти. Душа может умереть при живом еще теле. Сначала она поражается болезнью вследствие греха, мрачнеет, а затем, если не принять меры, может умереть.

После каждого греха душа заболевает, и лекарство есть только одно – покаяние. Посредством исповеди душа врачуется после отпущения греха. Слезами покаяния душа омывается, очищается. Но если человек возвращается к старым грехам, с душой происходит все заново.

Святой Игнатий Брянчанинов писал, что возвращаться на прежние грехи не только гнусно, но и опасно. И наказание за это есть только одно – вечное мучение. В Евангелии Христос исцелял людей и наказывал только одно после этого: «иди и больше не греши!». Т.е. больше не возвращайся к прежним грехам. «Да не хуже тебе что будет!». Значит Сам Господь предупреждал, что после возвращения к прежним грехам по исцелении последствия могут быть самые ужасные.

Смерть души нередко приводит к телесной смерти. Потому что человек мрачнеет, перестает стремиться к чему-то, верить, теряет цель в жизни. Поскольку душа связано с телом при этой жизни, то и тело начинает страдать. А когда душа исцеляется, то и тело нередко выздоравливает.

Какие смертные грехи бывают

В творениях святителя Игнатия Брянчанинова есть подробное перечисление человеческих страстей с указанием, как избавиться от них.

Грехи, приводящие к смерти, называются так:

  1. Гордость. Это грех, заставляющий любить себя больше других людей. Гордый человек возвеличивает себя над остальными, считает себя лучше всех. Гордые не терпят укорения, критики, уничижения. Сюда относятся: пригвождение ума и сердца к земным вещам, чтение еретических книг, увлечение ересью, дебелость ума, неверие, хула, насмешничество, неповиновение властям, оставление молчания и смирения, потеря простоты, невежество, безбожие и, в конце концов, смерть души. Тщеславие – разновидность гордости, заставляющая человека любоваться и восхищаться своей внешностью, способностями. Человек тщеславный не понимает, что это – не его заслуга, а дар Божий. Вследствие тщеславия человек превозносится над всеми и унижает остальных.
  2. Сребролюбие. Стремление к богатству, любовь к деньгам, прибыли. Сребролюбие не дает человеку творить милостыню, сребролюбец жалеет даже копейку отдать бедным. Забота о богатстве не дает человеку спокойно жить, думать о духовном, молиться. Сюда относится также боязнь обеднеть, заболеть, постареть, быть изгнанным, неупование на Промысел Божий, излишняя любовь к земным вещам, желание присвоения себе чужого.
  3. Блуд. Это – половая жизнь до вступления в брачные отношения. Разновидность – прелюбодеяние, измена супругов. Эта страсть включает в себя похоть, неприличные помыслы, взгляды, блудные сновидения, мечтания, воспоминания. Христос называл прелюбодеем того, кто даже только посмотрел на противоположный пол с возжделением. Повинны в этом и те, кто смотрит неприличные изображения и фильмы, читает развратные книги, медлят в блудных размышлениях. Сюда относятся и противоестественные грехи, рукоблудие, скотоложство, кровосмешение и т.д.
  4. Зависть. Желание иметь жену ближнего, скот или что-то из имущества другого человека вопреки десятой заповеди, данной Богом Моисею. Завидовать можно также здоровью, благосостоянию, работе, богатству, талантам, времяпровождению и т.д. Зависть может довести человека до причинения зла ближнему.
  5. Чревоугодие. Сюда относится не только объедение, но и тайноядение, лакомство, гурманство, нарушение постов, пьянство, предпочтение телесного покоя, самолюбие.
  6. Уныние, печаль о земном, праздность, расслабление души, дряхлость ума, нерадение о душе, расслабление, оставление молитвы, душеполезного чтения, рукоделия, рассеянность, невнимательная молитва, долгое непосещение церковной службы, опоздание на службу и уход прежде конца, нега, многоспание, леность.
  7. Гнев, вспыльчивость, обида ближнего, толкание, ударение, злословие, желание мести, злоба, спор, крик, жесткие и колкие слова, злопамятство.

Понятно, что каждый может найти у себя ту или иную страсть, приводящую к смертному греху. Задача православного человека – выявить и постараться всю жизнь бороться с ней, чтобы в конце жизни предстать перед Господом чистым и святым. Бог, не хотящий смерти грешников, конечно, будет всегда помогать кающемуся человеку исправиться. Но сначала надо разобраться в себе и осознать, какая из страстей главенствует в данном человеке. Ведь познание – это и есть начало исправления.

Избавление от страстей: 7 добродетелей

Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.

Вот семь добродетелей, противоположные страстям:

  1. Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.
  2. Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.
  3. Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.
  4. Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.
  5. Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.
  6. Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей. А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить. Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.
  7. Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.

Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.

прот. Андрей Ткачев о грехах смерти

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Часть 1. Христианская психология

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения – падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Читайте также:  День обретения мощей Матроны Московской - 8 марта

Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, чт о для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1. Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2 Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Читайте также:  Можно ли носить вещи после умершего человека?

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

Восемь главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г

Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними

Смертные грехи в православии — тяжелые преступления перед лицом Господа. Искупление достигается только при помощи искреннего покаяния. Человек, совершающий небогоугодные деяния, ограждает собственной душе путь в райские обители.

Постоянно повторяющиеся смертные грехи приводят личность к гибели и низвержению в адские чертоги. Преступные деяния находят первые отголоски в древних текстах богословов.

Характеристика смертных грехов

В духовном, как и материальном, мире существуют законы, нарушение которых влечет небольшие разрушения или колоссальные катастрофы. Большая часть нравственных принципов заключена в главных заповедях христианской религии. Они имеют силу уберегать верующего от беды.

Если человек обращает внимание на предупреждающие знаки в материальном мире, он действует разумно, обеспечивая себе безопасный путь к истинному дому. Преступник же, упиваясь смертными страстями, обрекает себя на продолжительную болезнь с тяжелыми последствиями.

По словам святых отцов Церкви, за каждой особенной страстью стоит определенное исчадие преисподней (бес). Этот нечистый делает душу зависимой к определенному виду греха, делая ее пленником.

Страсти — это извращение чистой природы человеческих качеств. Грех являются искажением всего лучшего, что есть в изначальном состоянии. Он может произрастать один из другого: из обжорства происходит похоть, а из нее жажда денег и гнев.

Победа над ними заключается в связывании каждой страсти по отдельности.

Православие утверждает, что непобежденные грехи никуда не исчезают после смерти. Они продолжают терзать душу после того, как она закономерно покинула тело. В Преисподней, по словам священнослужителей, грехи мучают намного сильнее, не давая отдыха и времени на сон. Там они будут постоянно терзать тонкое тело, и не смогут удовлетвориться.

Однако Раем считается особое место присутствия Святого Знания, и Бог не стремится насильно избавить человека от страстей. Он всегда ждет того, кто сумел побороть влечение к преступлениям против тела и духа.

Важно! Единственным православным грехом, который не прощается Создателем, является хуление Святого Духа. Отступнику никто не окажет поддержки, потому что он от нее самолично отказывается.

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии — умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей — средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство — неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние, которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие — страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев — страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) — страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние — психологическое состояние, при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие — страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость — грех, функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.

На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.

Как бороться с грехами

Словосочетание «семь смертных грехов» в православии не демонстрирует определенное количество преступлений, а только численно указывает на условное подразделение их в семь фундаментальных групп.

Однако церковь иногда говорит и о восьми грехах. Если рассматривать этот вопрос подробнее, список может быть увеличен до десяти-двадцати.

Важно! Ежедневная борьба с грехами — важнейшее дело каждого православного человека, а не только монаха. Солдаты принимают присягу, чтобы защищать отечество, христиане же дают обещание отречься от дьявольских деяний (преступлений).

После совершения первородного греха, то есть ослушания Воли Господа, человечество обрекло себя на продолжительное пребывание в узах труднопреодолимых страстей. Рассмотрим их по порядку.

Гордыня

Это первый грех и самый страшных грех в православии, который был известен еще до сотворения человечества. Он презирает ближнего, омрачает ум и делает собственное «Я» самым главным. Гордость завышает самооценку и искажает рациональное видение окружения. Для победы над грехом Сатаны необходимо научиться любить Создателя и каждую тварь. Сперва на это потребуется приложение больших сил, но постепенное очищение сердца смягчит ум в отношении всего окружения.

Чревоугодие

Потребность в питье и еде — естественна, любая пища является даром Небес. Принимая ее, мы подкрепляем силы и получаем удовольствие. Грань, отделяющая меру от переизбытка, находится внутри души верующего. Каждому необходимо уметь жить как в бедности, так и в изобилии, не беря сверх положенного.

Важно! Грех не в самой пище, а в несправедливом и жадном к ней отношении.

Чревоугодие подразделяют на два вида. К первому относят стремление наполнить желудок колоссальным количеством еды, второй — желание усладить языковые рецепторы вкуснейшими блюдами, не зная меры. Пресыщенные животы не позволяют их хозяевам размышлять о возвышенном и одухотворенном.

Обжорство снижает качество молитвы и приводит к осквернению тела и духа.

Бес чревоугодия побеждается только молитвою и соблюдением поста, который служит колоссальным воспитательным орудием. Блаженным становится тот, кто сумеет развить в себе навык духовного и телесного воздержания, а также неукоснительное следование церковным заветам.

О духовной жизни:

Любодеяние

Священное Писание называют сексуальные связи вне брака тяжелым грехом. Господь благословил только супружескую близость, где муж и жена становятся одной плотью. Действие, благословленное в браке, будет преступлением, если выходит за моральные рамки.

Любодеяние позволяет телам соединиться, но в беззаконии и несправедливости. Каждая такая плотская связь оставляет глубокие раны на сердце верующего.

Важно! Только божественный брак создает правильную душевную близость, духовное единение, настоящую любовь и доверительное отношение.

Беспорядочный блуд этого не дает и разрушает моральный фундамент. Прелюбодействующие люди крадут у самих себя, пытаясь обрести радости нечестным путем.

Чтобы избавиться от страсти, необходимо свести источники соблазна к минимуму, не привязываться к раздражающим внимание объектам.

Сребролюбие

Это есть неописуемая любовь к финансам и материальным приобретениям. Общество сегодня создало культ потребления. Такой образ мыслей отводит личность от духовного самосовершенствования.

Богатство не является пороком, но жадное отношение к собственности порождает страсть сребролюбия.

Чтобы избавиться от греховности, человеку необходимо смягчать собственное сердце и помнить, что ближним твоим бывает тяжелее. Господь, Властелин Вселенной, никогда не оставит в беде милосердного и щедрого верующего.

Счастье не зависит от финансового богатства, а достигается через смягчение собственного сердца.

Гнев

Эта страсть является причиною большинства конфликтов, убивая любовь, дружбу и человеческие симпатии. В гневе перед личностью предстает искаженное изображение того, на кого мы сердимся.

Проявление страсти, которая чаще возникает от самолюбия и зависти, травмирует душу и влечет огромные неприятности.

Избавиться от нее можно с помощью чтения Священных Писаний. Работа и юмор также отвлекают от воздействия гневного образа мыслей.

Печаль

У нее множество синонимов: меланхолия, депрессия, тоска, горе. Она способна довести до самоубийства, если эмоции берут верх над здравым рассудком.

Продолжительная печаль начинает обладать душою и вести к разрушению. Этот грех усугубляет понимание настоящего, делая его тяжелее, чем оно есть на самом деле.

Чтобы побороть неприятную депрессию, человек должен обратиться за помощью к Всевышнему и обрести вкус к жизни.

Уныние

Эта страсть связана с телесной расслабленностью и ленью. Она отвлекает от дневной работы и молитвы. В унынии всякое дело кажется неинтересным и возникает желание его бросить. Каждому следует понимать: нельзя добиться успеха в делах, если подвергаться скуке.

Для борьбы подходит воспитание собственной воли, которая переломит всякую леность. Каждое важное дело, особенно в честь окружения, требует обстоятельного принуждения от личности.

Тщеславие

Страсть является стремлением к суетной славе, не дающей каких-либо преимуществ и богатств. Любой почет недолговечен в материальном мире, поэтому стремление к нему отвлекает от действительно верного размышления.

  • скрытым, обитает в сердцах обычных людей;
  • выставленным напоказ, стимулирует на приобретение высочайших должностей.

Чтобы поделить стремление к пустой славе, следует учиться противоположному — смирению. Необходимо спокойно выслушивать критику других и соглашаться с очевидными мыслями.

Избавление через покаяние

Грехи очень мешают вести спокойную жизнь , однако человек не спешит от них избавляться, так как скован силой привычки.

Верующий понимает все неудобство своего положения, но не порождает желания исправить сложившиеся обстоятельства.

  • Чтобы начать процесс очищения от греховности необходимо восстать против самой страсти, возненавидеть и изгнать ее силою воли. Человек обязан возбудить борьбу и отдать собственную душу в распоряжение Всемогущего Бога.
  • Начавший сопротивление находит спасение в покаянии — единственном пути победы над всякой страстью. Без этого нет возможности одержать верх над греховными стремлениями.
  • Священник имеет законную власть избавлять от психологических преступных пристрастий, если человек искренне ему исповедался.
  • Христианин, пошедший по пути очищения, обязан уничтожить свое греховное прошлое и никогда к нему не возвращаться.
  • Господь знает о наших страстях, дает свободу ими насладиться и испить горькую чашу. Бог ждет от человека искреннего признания в совершенных проступках, тогда душа становится ближе к райской обители.
  • Путь избавления нередко сопровождается стыдом и трудностью. Верующий обязан вырывать греховные наклонности, словно сорняки.
  • Духовно больные люди не видят своих смертельных страстей, поэтому остаются в неведении. Рассмотреть собственные нравственные слабости можно, только приблизившись к источнику истинного света, то есть Богу.
  • Исповедь — критическое обличение собственной личности, без самооправдания и жалости. В материальном мире православному нужно уметь каяться в проступках.
  • Человек не способен победить грех в одиночку, он обязан уповать на Бога. В противном случае произойдет замещение одной страсти на другую, и процесс застопорится.
  • Православная молитва покаяния
  • Может ли Бог простить убийцу
  • Заповедь о любви к врагам

Важно! Одного покаяния недостаточно в том случае, если личность продолжает творить зло и все еще испытывает наклонности к грехопадению. Человек, не отдавшийся Богу полностью или лицемерящий, только снимает боль от собственных страстей, но очищения не достигает.

Борьба с греховными помыслами тяжела и продолжительна, но нашедший умиротворение в служении Господу перестает быть рабом страстей. Духовная работа принуждает верующего превозмогать и очищаться от суетного, которое только разрушает и не дает ничего взамен.

Ссылка на основную публикацию