Сырная неделя: что это такое

Масленица в 2020 году: 24 февраля — 1 марта

Масленица в 2020 году: какого числа?

Масленица в 2020 году будет длиться с 24 февраля по 1 марта

Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Масленица (Фото: Викентий Годзь)

Традиции празднования Масленицы

На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2020 году:

Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2020 году выпадает на 19 апреля. Сама же Сырная седмица праздником не является.

Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число.

По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Рецепты блинов на Масленицу

Конечно, самой запоминающейся традицией праздника Масленицы являются блины. Ниже мы предлагаем вам подборку из статей о рецептах их приготовления:

О Масленице на Правмире:

Фильмы о Масленице:

Прощеное воскресенье. Сырная седмица -масленица. Адамово изгнание.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя»

преподобный Ефрем Сирин

Прощеное воскресенье. Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Сырная Седмица — Масленица. Неделя сыропустная
Прощеное воскресенье
Воспоминание об Адамовом изгнании из рая
Видео

СЫРНАЯ СЕДМИЦА – МАСЛЕНИЦА. НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ

После Мясопустной недели наступает Сырная седмица, или, как ее называют в народе, Масленица.
Сырная седмица – сплошная, т.е. у нее отменяются посты в среду и пятницу. В течение Масленицы в пищу не употребляют мясо, но разрешается рыба и молочные продукты.
При упоминании слова «Масленица», в памяти всплывают веселые картинки народных гуляний, масленичные базары, блины и баранки. Это время, когда люди общаются, накрывают праздничные столы, и ходят друг к другу в гости.
На площадях городов организовывались различные конкурсы, победителям которых доставались неплохие призы, проводились даже кулачные бои «стенка на стенку». Причем в этой опасной забаве были строгие правила, главное условие было в том, чтобы все было без злобы. Бойцы, которые начинали злиться, тут же выводились из игры, а после боя участники обязательно просили прощения друг у друга.

Христианская суть Масленицы – в покаянии перед Господом в своих грехах, прощении обид своим ближним и примирении с ними.

Последним днем перед Великим постом была Неделя Сыропустная.
Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день Сыропустной (или Сырной) седмицы – Сыропустная неделя (воскресенье). В этот день мы в последний раз, перед постом, употребляем в пищу продукты животного происхождения: сыры и другие молочные продукты и «отпускаем» их. Отсюда и название — «сыропустная».

Второе название Сыропустной недели – Прощеное воскресенье.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Перед началом Великого поста в Церковном календаре наступает православное Прощеное воскресенье, которое можно назвать днем-напоминанием о самом главном действии спасения человеческой души – о прощении. Люди должны оставить свои обиды, какие-бы сильные они не были, и попросить прощения друг у друга.

История возникновения прощеного воскресенья.

Уже в самом начале христианства первые монахи в Египте проводили Великий пост в пустынях. На сорок дней они полностью прерывали связь с миром. По окончании поста не все возвращались обратно живыми, некоторые люди умирали, кто-то попадал в лапы хищникам. Поэтому, уходя в неизвестность на такой длительный срок, монахи старались попросить друг у друга прощение вольных и невольных грехов. Это можно было считать началом подвига в приготовлении своих душ к празднику Воскресенья Христова.

Духовный смысл прощения.

Самые главные слова в этот день у православных:

«Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю».

Взаимное прощение – вот простой ответ, что нужно делать, чтобы быть чистым перед Господом. Каждый произносящий такие слова должен четко понимать, что он грешен, изначально по своей природе.
Дальше, в течение жизни, грехи накапливаются в результате мыслей, желаний, действий.
«Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Этот короткий диалог может и не стать началом разбора жизненных недомолвок и разногласий с кем-то из ваших близких или друзей, одно можно сказать точно — эти слова должны идти от самого сердца. Один только Бог – Судия нам, Он один имеет право судить и миловать, поэтому и отвечающий вам такой же грешник, сначала говорит «Бог простит», а потом уже смиренно «и я прощаю».

В любых, даже самых запущенных случаях, очень важно убрать свою гордыню, и со смирением, найти силы простить и самому попросить прощения. Но не всегда есть силы простить своего обидчика, сказав ему об этом прямо в глаза. Тут очень важно об этом признаться самому себе и хотя бы, для начала, попросить у Господа прощения для этого человека. Главное в этот день осознать свою греховность, а не попросить прощения и со спокойной душой пойти пить пиво не забыв, что Прощеное воскресенье – это последний день перед постом, когда нет больших ограничений в еде.

Прощеное воскресенье — это не традиция из серии «все так делают», это настоящая битва внутри себя с кознями и диавольскими нападками. Очень тяжело искоренить из своего сердца злобу, обиду или вражду, особенно если это сделали близкие люди.
Не внешнее боголюбие (прохождение поста или посещение храма и богослужений), а прощение — это сейчас и есть важнейшая цель каждого настоящего христианина.

В православных храмах вечером на Прощеное воскресенье служится особое богослужение, которое оканчивается чином прощения — все верующие просят прощение друг у друга. Этим примирением православные готовят себя ко вхождению в Великий пост.

Все святые отцы Церкви особенно подчеркивали то, что, без прощения никакие молитвы Богу не помогут и даже самый строгий пост будет бесполезен. Сам Господь Иисус Христос говорил о необходимости милосердия и прощения ближним — ведь в этом случае человек получит прощение от Бога.

Читайте также:  10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов

“И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим”

— в самой главной молитве, полученной людьми от Самого Спасителя, человек испрашивает у Бога прощение такое же, какое он сам дает другим людям, как сам прощает «долги» (обиды, согрешения). Если человек не может простить своему ближнему, то он не получит и прощения от Бога, об этом нужно помнить всегда.

Иисус Христос совершенно четко указал, как нам нужно относиться друг к другу:

«если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

Таким образом, Прощеное воскресенье — очень важный день для каждого христианина. Перед Великим постом оставлением обид очищается совесть, и человек, без злобы и ненависти, может приступать к молитвам и подготовке к Светлой Пасхе.

ВОСПОМИНАНИЕ ОБ АДАМОВОМ ИЗГНАНИИ

В этот день Церковь вспоминает самое страшное событие, которое произошло с человечеством от сотворения мира — изгнание Адама из рая. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т. е мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться.

Адама Бог наделил свободной волей выбора, этим почетным и очень ответственным даром, который должен был помогать ему совершенствоваться в жизни. Конечная цель Адама была – стремление к Богу, но к этой цели необходимо было идти долгим путем через сыновье послушание и благодарность.

Дьявол-искуситель предложил ему и его супруге Еве: «Зачем ждать? Давай сразу. Вкуси от запретного плода — и сразу же будешь как бог!». Сейчас и сразу, без усилий – это оказалось привлекательным в этом предложении.
Это же происходит и сегодня — реклама товаров, которые помогут вылечить/похудеть/озолотить и т.д. Дьявол вовлекает новые жертвы в свои сети с помощью все того же старинного приема – обмана.
Ведь он прекрасно знал, что направляет людей на противление Божией воли. Неисполнение воли Отца Нашего неминуемо ведет к смерти, на которую и обрекли нас наши прародители – Адам и Ева.
Сатана сам уже находился в состоянии вечной смерти, и он также хотел обречь на погибель весь человеческий род.

И вот, Бог изгоняет людей из рая. Дьяволу вроде бы есть чем гордиться, ведь он, казалось бы, победил Господа в битве за Его любимое детище — человека.

Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти:

“Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.”

А через много лет Господь, в лице Своего единственного Сына, Единосущного Отцу, Господа Иисуса Христа, идет навстречу людям, чтобы помочь им вернуться домой, к Себе.

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты – быть похожим на Бога.
Этот плач относится к каждому из нас – а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

Сырная седмица в 2019 году: 4-10 марта

Сыропустная седмица, или масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.

Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица – это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Традиции празднования Масленицы

На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове “масленица” в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2019 году:

Празднование Масленицы – древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция – сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица – это преддверие празднования Пасхи, которая в 2019 году выпадает на 28 апреля. Сама же Сырная седмица праздником не является.

Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число.

По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица – это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди – Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников – это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих – это время вступления в дни Великого поста.

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Традиции Сырной седмицы

Ну что, уже напекли блины?🥞

Поздравляем с началом Сырной седмицы! Эта неделя очень важна для верующих людей. Мы постепенно входим в Великий пост, готовим свою душу и тело для обновления. Некоторые ошибочно полагают, что в последнюю неделю перед постом принято есть без меры, веселиться, а вот уже с первым днем Поста пора «браться за ум» и исправлять свои ошибки. Нет, не так…

Конечно, думать о своей душе и работать над собой надо бы постоянно, но есть в году особое время, выделенное Церковью специально для этой работы, – это время Великого поста. Оно приближает каждого, кто прикладывает хоть малую долю усилий, к вечному.

В свою очередь, неделя перед Великим Постом (называемая Сырная Седмица или Масленица) помогает нам уже заранее настраиваться на нужный лад, чтобы приложить как можно больше усилий в Пост.

Так как же правильно и с пользой провести эту Сырную седмицу?

Скажем сначала пару слов о том, как возникла традиция особого проведения этой недели.

В VII веке Византийский император Ираклий, который шесть лет воевал с персами, дал обет Богу, что если одержит победу, то всю седмицу перед Великим Постом не будет вкушать мяса. Одержав победу, император исполнил обещанное, и христианская Церковь приняла этот обычай в свой устав. Так появилась неделя – предшественница Великого поста, в который полностью отказываются от животной пищи. С одной стороны, такая традиция постепенно настраивает человека на духовные подвиги, а с другой – подготавливает организм, защищая от стресса из-за резкого изменения в рационе питания.

Читайте также:  Святой Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Раз уж заговорили о питании, сразу скажем, что Сырная седмица потому и называется так: в эту неделю можно употреблять любые молочные продукты (сыр, сметану, творог), также еще разрешено есть яйца, рыбу, икру, в общем, все, кроме мясных продуктов.

Изменения происходят и в Церковной жизни. На Сырной седмице уже не совершается обряд Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а со среды начинает читаться молитва преподобного Ефрема Сирина, которая произносится ежедневно на протяжении всего Великого поста.

Преподобный Ефрем Сирин (306-373)

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон). Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон)».

Таким образом, не стоит ассоциировать эту подготовительную неделю с объедением, гуляниями, чрезмерным весельем, а наоборот, уже больше посвящать свое время молитве, посещению храма, чтению духовной литературы.

Конечно, можно (и нужно!) ходить в гости, угощать и угощаться блинами и прочими вкусностями, а в Прощеное воскресенье не забыть всех искренне простить и попросить прощения. Собственно смысл Масленицы в том и заключается, чтобы в течение недели перед Великим постом съездить и сходить к родным и знакомым, попросить друг у друга прощения и постепенно настроиться на покаянный молитвенный лад.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно».

Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста

Началась сырная седмица (в простонародье — масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы — масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная — пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (синаксарий от греч. συναξάριον — сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 — 641 гг.), — а раньше она была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.

Прп. Иоанн Дамаскин

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания — на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

Борис Кустодиев. Вторник сырной седмицы

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

По существу, для верующих христианское содержание масленицы — постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31—46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его — праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

Прп. Ефрем Сирин Молитва прп.Ефрема Сирина

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

“Масленица. Прощёный день в крестьянской семье”. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Свт. Василий Великий Свт. Евстафий, еп. Фессалоникийский

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день — преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню», — говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) — предтеча Великого поста», — определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Свт. Тихон Задонский

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели — подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица — это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться — чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Читайте также:  Слова соболезнования родным умершего: короткие, своими словами

Сырная седмица (Масленица)

Сырная седмица (Масленица)

Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту – посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

“Конечно, масленица – это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту”, – подчеркнул в интервью РИА “Новости” зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь”. Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Народные традиции и обряды.

В народной традиции празднования масленицы сохранилось очень много языческих обычаев и обрядов. Некоторые из них были также связаны с природным сельскохозяйственным циклом.

До 1492 года на Руси март открывал счет Новому году, в конце февраля телились коровы, появлялось молоко. “Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги”, – говорили в народе. Накопившаяся за долгую зиму тоска по солнышку заставляла печь круглые желтые блины, прогонять зиму кострами и сжиганием чучела.

Кстати, чучело Масленицы делали не везде, в основном в средней и южной России. В Московской губернии брали сноп соломы и вдевали его в девичий сарафан, а в Псковской – овчинную шубу мехом вверх. Малевали смешную рожицу и весь день носили по улицам, а в сумерках разрывали, топили или сжигали.

Понедельник называли “встречей”: свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Она должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинами, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни наносить визиты, как всю неделю праздновать.

Второй день Масленицы – “заигрыши”. Начинались уличные гулянья, строили и брали штурмом ледяные крепости (не что иное, как последний приют зимы), закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.

Со среды тещи начинают приглашать зятьев на блины. Кстати, раньше накормить зятя было делом разорительным, устраивался целый пир. Блины пекли и маленькие, и большие, и молочные, и пряженые, и с икрой, и с селедочкой. Отсюда и присказка “Масленица-объедуха – денег приберуха”.

Широкий четверг. Наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега.

Последний день Масленицы – воскресенье, называли Прощеным.

Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры – лед растопить, холод уничтожить. Родители объясняли детям: “Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост.”

Хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя.

В Москве официальные мероприятия, посвященные Масленице, вновь стали проводиться с 2002 года по инициативе Комитета по туризму . В этом году Масленичная неделя начинается с 27 февраля. В пятый раз в самом центре раскинется Масленичный городок, на Васильевском спуске пройдут концерты, откроется “Кофейня”, москвичи смогут поучаствовать в конкурсах с призами и подарками, присоединиться к праздничному шествию по городу.

РЕЦЕПТЫ МАСЛЕНИЦЫ

Блины обыкновенные:
Мука 2,5 стакана
Яйца 4-5 шт.
Сахар 100 г.
Масло 200 г.
Молоко 3-4 стакана

Для обыкновенных, тонких блинчиков тесто готовят из муки, молока, яиц и соли. Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко. Следом добавляют соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы (главное, чтобы не было комочков!). В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков.
Блинчики выпекаются на смазанных маслом раскаленных сковородках.

Блины с припеком:

Блины с припеком – так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком – это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и “предки” закрытой пиццы.
Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку (“припек”) и заливают его новой порцией теста так, чтобы “припек” оказался внутри блина.
Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

Сырные блины:

Яйца 5 шт.
Сахар 100 г.
Масло 200 г.
Молоко 3 стакана
Соль 3/4 ч. л.
Сыр 300 г

На мелкой терке натереть сыр.
Отделить желтки от белков.
Взбить желтки с молоком, добавив туда же тертый сыр, муку, соль.
Взбить белки и добавить полученную белковую пену в тесто.
Обжаривать в масле до получения золотистой хрустящей корочки. При этом блинчики должны быть небольшими.

Картофельные блины:

Мука 1,5 стакана
Яйца 2 шт.
Сахар 100 г.
Масло 200 г.
Молоко 3 стакана
Картофель 400 г
Лук репчатый 1 головка
Соль и черный перец

Смешать молоко и яйца, муку и приправы.
Тщательно вымесить, дать тесту постоять. В это время нарезать лук, натереть картофель и затем добавить их в тесто.
Блинчики нужно делать небольшими, как оладьи, и обжаривать их на сливочном масле на медленном огне до золотисто-коричневой корочки.

Ореховые блины:

Творог 250 г
Молоко 220 мл
Лимон 1 шт.
Сахарная пудра 1-2 ст. л
Свежезамороженная малина 200 г
Белки 2 шт.
Желтки 2 шт.
Крахмал 50 г
Мука 100 г
Молотые орехи 3 ст. л.
Сахар 3 ст. л.
Соль, растительное масло

Перемешать творог и 2 ст. л молока. Лимон вымыть, натереть цедру и добавить ее к творогу. Отжать сок из лимона и перемешать с массой. Посыпать сахарной пудрой. Разморозить малину. Белки взбить. Замесить тесто из крахмала, муки, орехов, желтков, соли и 200 мл молока. Осторожно, снизу вверх, перемешать со взбитыми белками. Испечь из теста в масле маленькие блинчики. Половину блинов намазать творогом, сверху выложить малину и накрыть оставшимися блинами.

Блины сметанные:

мука пшеничная – 3 стакана
мука гречневая – 1 стакан
сметана – 2 стакана
молоко – 1 стакан
вода – 1 стакан
яичный белок – 5 шт.
масло сливочное – 50 г
дрожжи – 30 г
сахар – 1 ст. ложка
соль

Растворить дрожжи в теплой смеси молока и воды, добавить гречневую муку, перемешать и поставить опару в теплое место.
Сметану соединить с пшеничной мукой и замесить негустое тесто. Добавить взбитые яичные белки, размягченное масло, соль, сахар и перемешать.
Когда опара подойдет, соединить ее с тестом, вымесить и снова поставить в теплое место. После того, как тесто поднимется, выпекать блины на сковороде до образования румяной корочки с обеих сторон.
Подавать с маслом, сметаной или икрой.

Оладьи с сыром:

сыр типа рокфор или стилтон раскрошенный – 4 ст. ложки
масло сливочное – 4 ст. ложки
мука пшеничная – 300 г
молоко – 225 г
кукуруза консервированная – 500 г
яйцо – 4 шт.
перец черный молотый, соль

Из муки, яиц, молока, соли и перца замесить жидкое однородное тесто. Добавить в него сыр и кукурузу, хорошо перемешать.
Выпекать оладьи на масле, поджаривая с обеих сторон.
Подавать с маслом, густыми сливками или сметаной.

Блины боярские:

мука пшеничная – 2 стакана
мука гречневая – 3 стакана
молоко – 4 стакана
сливки густые – 1 стакан
сахар – 1 ст. ложка
масло сливочное – 100 г
дрожжи – 30 г
яйцо – 5 шт.
соль по вкусу

Способ приготовления:
В 100 г теплого молока развести дрожжи и завести на гречневой муке опару. Поставить в теплое место на 1,5–2 часа.
Добавить в опару остальное молоко, желтки, сметану, масло, соль, сахар и пшеничную муку. Размешать и дать тесту подняться. Влить в тесто взбитые сливки, затем взбитые яичные белки, перемешать и дать постоять 15–20 минут.
Выпекать блины на раскаленной с маслом сковороде с обеих сторон. Подавать со сметаной, маслом или рыбной икрой.

Блинчики быстрые:

мука – 500 г
вода – 2 – 3 стакана
яйца – 2 – 4 шт.
сахар-песок – 1 ст. ложка
соль – 0,5 ч. ложки
пищевая сода – 0,5 ч. ложки
лимонная кислота – 0,5 ч. ложки

Способ приготовления:
В 3-х стаканах теплой воды размешать яйца, добавить соль, сахар, всыпать муку и тщательно перемешать, чтобы в массе не осталось комочков. Лимонную кислоту и пищевую соду развести в теплой воде, влить в подготовленное тесто, размешать и сразу начинать выпекать блинчики.
Подают блинчики горячими, полив растопленным сливочным маслом или сметаной, также можно подавать с любой начинкой.

Блины по-еврейски:

морковь 2-3 шт
масло растительное – 2-3 ст.ложки
яйца 2-3 шт
соль
перец
масло растительное для жарки
сметана – 1 стакан

Смешать яйца, соль и сахар. Добавить муку, тщательно размешать, чтобы не было комочков, постепенно влить молоко, продолжая размешивать. Добавить растительное масло, перемешать. Сковороду перед разогревом нужно посыпать солью.
Начинка: очищенную и вымытую морковь натереть на крупной терке, обжарить в растительном масле, добавить нарубленные яйца, посолить, поперчить, хорошо размешать и остудить. Этой начинкой нафаршировать блины, обжарить с двух сторон в масле. Подавать со сметаной.

Блинчики с черносливом:

мука – 400 г
яйцо – 1
сахарная пудра – 100 г
яблоко – 1
ванильный сахар
чернослив – 300 г

Чернослив предварительно залить кипятком. Когда сливы размякнут, порезать их на мелкие кусочки. Очищенные от кожуры яблоки тоже нарезать мелкими кубиками. Далее из яичных желтков, муки и сахара приготовить довольно густое блинное тесто, домешать к нему чернослив, яблоко и крепкую пену из взбитых яичных белков.
Выпеченные блинчики свернуть в трубочку и посыпать сахарной пудрой.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Ссылка на основную публикацию