Вселенская родительская мясопустная суббота 2020

Вселенская родительская суббота: что важно знать и сделать?

Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Поэтому она названа Вселенской. В этом году (дата подвижна и зависит от Пасхи) поминание припадает на 18 февраля. Всего таких масштабных вселенских поминовений в Православной Церкви установлено три: вышеуказанная суббота; Радоница, празднуемая во вторник следующей седмицы по Пасхе, когда мы делимся радостью о Воскресшем Господе со своими усопшими; Троицкая родительская суббота, в которую мы вспоминаем о своих усопших в связи с тем, что день Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Мы вспоминаем всех членов Церкви, земной и небесной, как единого живого организма – Тела Христова, объединенного Им же и имеющего Своим Главой Его же. Всех членов Церкви – это и усопших, и нас – живых, и святых. Ведь следующее воскресенье после Дня Святой Троицы – Неделя Всех святых. А воскресение после нее – отечественное уже поминовение – Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших.

Кроме того, конечно же, существуют поминальные заупокойные богослужения, установление которых связано с конкретными историческими факторами. Димитриевская поминальная суббота сопряжена с событиями Куликовой битвы, в которую погибло очень много православных славян. Она названа Димитриевской, так как соотносится с последующими днями памяти святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. Или, например, заупокойные поминовения в день памяти Собора новомучеников и исповедникой Церкви Русской всех православных христиан, которые пострадали за веру Христову в советский период или стали жертвами политических репрессий. Есть и другие дни поминовений. К примеру, некоторые великопостные субботы.

Существуют и рядовые поминовения на Литургиях, сорокоустах, неусыпаемой Псалтири, общих панихидах, литиях или частные требы (по потребности людей): чин погребения усопших, также панихиды и литии.

Обычный день поминовения усопших – суббота. Это еще ветхозаветная традиция, так как суббота – день покоя, а усопшие уже упокоились в покое Господнем.

Но почему же именно перед Неделей о Страшном суде мы вспоминаем всех отныне и до века усопших православных христиан?

Ответ на это дается в синаксаре (с греческого – «сборник»; в данном случае сборник поучений на тему подготовки христианина к Великому посту) субботы мясопустной: «В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.

Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших). (Но только не церковное поминовение самоубийц. – Прим. авт.).

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.

С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала (от Адама), а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста.

В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, – молиться соборно, поминая всех православных».

Почему же так важно нам, живым, молиться об усопших? Ведь их участь почти решена. По смерти для человека нет покаяния, он не может изменить свою участь: вчем Господь застал, в том и будет судить. Для них есть только воздаяние за плохие или хорошие поступки в жизни – за зависящее от воли человека приближение к Богу или удаление от Него.

Но Церковь и святые отцы практически в один голос учат, что по молитвам Церкви земной: архиереев, священников, сродников усопшего – Господь дарует покойным Свою сугубую благодать, улучшает их участь в загробном мире. Тем более что до Страшного суда участь наших усопших еще до конца не определена. Только после Второго пришествия Христова будут окончательно утверждены либо вечные муки в аду, либо вечное блаженство в раю. А до этого строка своих покойных можно вымолить. И своей любовью, воплощенной в молитве – церковной или домашней, в делах милосердия, совершенных ради них, мы благодатью Божией можем им сильно помочь и даже избавить от вечных мук.

Приведем пример из вышеупомянутого синаксаря: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”. (Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.

Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере”».

Потому, дорогие братья и сестры, Церковь-Мать призывает нас занять не пассивную позицию горюющих и унывающих, но активную позицию православного христианина, у которого любовь претворяется в конкретные дела – поминовения на Литургиях, сорокоусты, неусыпаемые Псалтири, панихиды, литии, домашние молитвы, дела милостыни, которые помогут нашему усопшему упокоиться, как справедливо поется в заупокойных песнопениях, «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне…»

Чувствуешь боль и тоску по своему усопшему? Не сиди сложа руки, не пребывай в унынии – возьми в руки Псалтирь, читай семнадцатую кафизму или несколько их, канон по усопшему, иные заупокойные молитвы. И ты не только сотворишь ему много добра, но и сам с Божьей помощью избавишься от уныния.

Ведь как говорится в 11-м и 12-м членах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь». Не этого века, но будущего. И «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Вспомним также последние страницы Святой Библии – 21-ю и 22-ю главы Откровения. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия освятила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…» (Откр. 21:1–4, 23, 24).

Вот чего мы ожидаем. Нужно только с Божьей помощью потрудиться и за себя, и за усопших своих.

Закончить же статью хочется словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Свидетельствующий сие говорит: ей гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2020 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь!

Вселенская родительская суббота в 2020 году — 22 февраля

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Читайте также:  Сырная неделя: что это такое

Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

Фото: Тёмный…, photosight.ru

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе — коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Вы прочитали статью Вселенская родительская суббота в 2020 году. Читайте также:

Вселенская родительская мясопустная суббота. История и традиции праздника

В православном календаре есть особые дни для поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами и отмечаются накануне Масленицы и Троицы.

В году отмечают несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей ( за 8 дней до начала Великого поста) и перед праздником Троицы. Мясопустная родительская суббота в 2020 году приходится на 22 февраля. «Мясопустной неделей» называется воскресение, следующее за ней — в этот день разрешена мясная пища в последний раз перед Великим постом. После нее идет Масленица, а 2 марта начинается Великий пост.

Мясопустная суббота: история и традиции

Первое упоминание поминовения усопших накануне Великого поста содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII века. Мясопустную субботу еще называют Малой Масленицей, так как поминальный день приходится на крайнюю неделю перед Масленицей. В церквях проводятся специальные обряды, читаются молитвы за всех христиан. Также в этот день люди молятся о том, чтобы Бог упокоил души усопших и смилостивился, отпустив им все земные грехи.

Читайте также:  Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Согласно славянским обычаям на зимнюю поминальную субботу хозяйки выпекали блины, первый из которых клали на полочку с расставленными иконами, второй — на подоконник. Остальные блины относили на могилу родственников, раздавали малоимущим. В доме проводят уборку, вечером устраивают поминальный ужин, выставляя на стол много блюд, их количество должно быть нечетным.

Мясопустная суббота: что можно есть

В старину было принято в родительские субботы вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу готовят из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов.

Родительская суббота: что можно и что нельзя делать

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида. А в субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире. При этом не желательно скорбеть сверх меры в эти дни: поминать — не значит печалиться, к тому же, душа человека перешла в другой, лучший мир.

Многие считают, что в этот день нельзя работать или заниматься домашними делами. Однако, при необходимости этим запретом позволяется пренебречь. Главное, что обязательно нужно сделать — это начать день с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища.

Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

Использование материалов сайта возможно с соблюдением Правил пользования сайтом и использования материалов сайта. Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство “Інтерфакс-Україна”, не подлежат дальнейшему воспроизведению и / или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства “Інтерфакс-Україна”. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА “Українські Новини”, в каком-либо виде строго запрещены, гиперссылка на логотип «Українські Новини» обязательна. Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше. Материалы, в тексте (после текста) которых содержится запрет на полную републикацию (перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование), или материалы, доступ к которым является платным, разрешается использовать частично. Объем использования не может превышать 25% от общего объема текста. Такое частичное использование разрешается исключительно при наличии гиперссылки в конце текстовых материалов с подписью: «Полную версию читайте на nv.ua».

Материалы, отмеченные значками

публикуются на правах рекламы.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

© 2014 – 2020, ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «МЕДИА-ДК». Все права защищены.

Вселенская родительская суббота: как помянуть близких и что нельзя делать в этот день

Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

В православном мире есть особые дни, в которые принято поминать и молиться за усопших – родительские субботы. На 22 февраля выпадает первая в 2020 году родительская суббота – Вселенская или мясопустная. Рассказываем, как правильно помянуть усопших, обязательно ли нужно идти на кладбище, а также о том, что в этот день делать категорически нельзя.

Что такое родительская суббота?

История возникновения Вселенской родительской субботы

Вселенская (мясопустная) родительская суббота была установлена в V веке, в апостольские времена. В Иерусалимском уставе, который составил Савва Освященный, говорится о древнейшем предании и обыкновении древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище, чтобы помянуть умерших. Письменное доказательство этого дошло до нас из IV века.

Суббота как день поминания был выбран не случайно. Воскресенье после Вселенской (мясопустной) родительской субботы посвящено воспоминаниям и молитвам о Страшном суде Христовом. Поэтому в субботу (в день, который предшествует суду Христову) молятся не только за живых членов своей семьи, но и за всех, от века умерших, а также за тех, кто скончался внезапной смертью и остался без законного погребения. Молящиеся просят Господа об их помиловании. Таким образом Церковь дает шанс на спасение души каждого усопшего.

Почему мясопустная родительская суббота носит такое название?

На 22 февраля 2020 года выпадает Вселенская или мясопустная родительская суббота. Дата меняется каждый год, но традиционно она наступает за неделю до Великого поста.

Название “родительская”, скорее всего, произошло от традиции называть покойных “родителями”, то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — “родительскими” субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Мясопустной она называется, так как приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Ее также называют Малой масленицей. А название “вселенская” идет от церковной традиции: в этот день совершаются особые богослужения – вселенские панихиды.

Какие еще родительские субботы будут в 2020 году?

Все дни особого поминовения усопших имеют переходящую дату (кроме 9 мая, когда принято поминать усопших воинов).

  • 22 февраля – Вселенская (мясопустная родительская суббота);
  • 14 марта, 21 марта – родительские субботы Великого поста;
  • 28 апреля – Радоница;
  • 9 мая – День поминовения павших воинов в годы Великой Отечественной войны;
  • 6 июня – Троицкая родительская суббота;
  • 7 ноября – Димитриевская родительская суббота.

Чем Вселенская родительская суббота отличается от остальных?

Тем, что принято поминать вообще всех крещеных христиан. Всего таких суббот в году две: мясопустная и Троицкая. В эти два дня в церкви совершаются вселенские панихиды. Это особое заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об успокоении умерших и просят у Бога для них прощения грехов и милосердия.

Как поминать умерших в родительскую субботу ?

В родительскую субботу принято посещать храм и молиться об усопших родственниках. Можно заказать сорокоуст или литургию.

Но если посетить храм не получается, можно подать записку об упокоении с именами близких, умерших в пятницу, накануне родительской субботы. Помолиться можно и дома у иконы (молитвы об усопших есть в каждом молитвослове). Также усопших можно поминать, читая Псалтырь, или прочесть канон об упокоении.

Что можно делать в этот день?

Начать и завершить родительскую субботу нужно молитвой. А еще принято печь блины, которыми поминают покойных. Часть из них раздают или уносят в церковь. По традиции первый блин кладут отдельно для усопших.

Накануне родительской субботы обязательно убираются в домах, а в сам день поминовения устраивают поминальный ужин, на котором вспоминают усопших близких и родственников. Перед тем как сесть за стол, также нужно помолиться.

На службу в родительскую субботу верующие приносят записки с именами тех, кого нужно упомянуть во время общей молитвы. После посещения храма многие отправляются на кладбища, чтобы привести в порядок могилы, а также еще раз помянуть тех, кто дорог сердцу.

Также в этот день принято подавать милостыню с просьбой помолиться об усопших.

Обязательно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Посещение кладбища в родительскую субботу приветствуется, но это необязательно. Главное, не делать этого вместо службы в храме. Важнее в этот день посетить богослужение и помолиться за умерших родных. Если получится, то можно совместить поход в храм и поездку на кладбище.

На кладбище нужно зажечь свечу и помолиться. Затем следует прибрать могилу или просто помолчать и вспомнить покойного. Пить или есть на кладбище нельзя. Нельзя оставлять на могиле покойного помин, который указывает на его вредные привычки при жизни (например, оставлять сигареты, если он курил). Запрет также касается еды и алкоголя (оставлять или лить в могильный холм водку) – это считается пережитком язычества.

Оставлять конфеты или печенье можно, но не на могиле, а на скамейке возле нее, чтобы человек мог помянуть усопшего.

На кладбище нельзя громко разговаривать, ссориться или сквернословить.

Что нельзя делать в этот день?

В родительскую субботу нельзя ссориться, сквернословить и плохо говорить о покойном. Также категорически запрещено поминать усопших водкой. В милостыне в этот день отказывать нельзя, не приветствуется и шумное веселье.

Не следует оставлять на могилах предметы из жизни, которые указывают на его вредные привычки и пристрастия при жизни.

Работать в этот день не запрещено, но это не должно помешать походу в церковь.

Родительские субботы в 2020 году: даты и правила поведения в поминальные дни

4,315 просмотров всего, 16 просмотров сегодня

С давних пор у православных христиан существует традиция поминать своих усопших родственников, и делают они это в специально установленные в церковном календаре, дни. Обычно они приходятся на субботы, поэтому их так и называют – родительскими субботами.

В 2020 году таких дней – семь. Даты являются переходящими, поэтому всегда полезно знать заранее, когда следует отправиться на кладбища для того, чтобы отдать дань уважения близким, которые ушли в мир иной. Об этом расскажет Joinfo.ua.

2 марта – Вселенская мясопустная суббота

Ее отмечают за восемь дней до начала Великого поста. Свое название – Вселенская – суббота получила не случайно. Дело в том, что в храмах священники читают молитвы во славу всех умерших христиан, прошедших крещение. Отметим, что в каждом году Вселенских суббот – две: Мясопустная и Троицкая.

Мясопустная суббота также называется Малой Масленицей, так как она отмечается в последнюю неделю перед этим праздником. В этот день, как и во все другие поминальные даты, в храмах проводятся специальные службы, на протяжении которых священнослужители читают молитвы за усопших христиан. При этом места их проживания и погребения не имеют никакого значения. Во время таких молитв люди просят Бога о том, чтобы он простил их умершим родственникам все земные грехи.

До наших дней дошла традиция подавать священнослужителям записки с именами усопших. После служб следует отправляться на кладбища, чтобы привести могилы в порядок и помолиться там.

С древних времен на Вселенскую мясопустную субботу женщины выпекали блины, первый из которых необходимо было возложить рядом с иконами – на так называемую божницу. Остальные блины относили на могилы умерших родственников, а также угощали ими просящих, детей и монашек. При этом необходимо было попросить тех, кто принимал угощения, о том, чтобы они вознесли молитвы за упокой душ усопших: назывались имена. Принято также подавать милостыню и раздавать приготовленную загодя кутью, без которой у славян не обходятся ни одни поминки.

Читайте также:  Прощенное Воскресенье: как просить прощение и как отвечать

В чем, собственно, смысл кутьи? Это блюдо является символом людей, покинувших этот мир, и вот почему. Зерно, заложенное в землю, дает плоды, а само истлевает. Так же и человек: тело после погребения тлеет, а душа возносится на небо. Кутья также символизирует тех людей, которых после смерти не предали земле по тем или иным причинам. Их души мечутся в поисках покоя, но не могут вознестись на Небо. Это угощение, как известно, принято готовить из пшеничного зерна. Сначала его замачивают на несколько часов, чтобы блюдо получилось рассыпчатым, а потом отваривают. Заправляют его орехами, семенами, сухофруктами, маком… Здесь все зависит от личных предпочтений.

Родительские субботы в Великий пост

В 2020 году они выпадают на 14, 21 и 28 марта, то есть, на вторую, третью и четвертую недели поста. В храмах проходят Литургии, во время которых все присутствующие могут также подать записки с именами, поставить свечи за упокой, заказать сорокоуст.

Отметим, что ежегодно даты родительских суббот, выпадающих на Великий пост, меняются, впрочем, как и другие праздники, связанные с Пасхой. Полезно также знать, что Литургии в этот период проводятся исключительно по трем поминальным дням.

Как и в любые другие поминальные дни, после храмов принято отправляться на кладбище, чтобы привести в порядок могилы и вознести молитвы за упокой душ ушедших в мир иной родственников. Но священники говорят, что делать этого не обязательно, так как во внимании нуждаются души умерших, а не их тела. Однако мы, живущие, так или иначе, отправляемся к местам захоронений: это больше нужно нам, нежели покойным.

28 апреля — Радоница

Это первый день после Пасхи, когда Церковь вновь разрешает поминание умерших. На первый взгляд кажется немного странным, что Радоницу, которая является днем поминальным, в народе называют праздником. Да и название его берет свое начало от слова «радость». Почему? Здесь все просто. В этот день люди едут на кладбище с одной целью: чтобы отпраздновать Воскрешение Христа вместе со своими родственниками, ушедшими в мир иной. Таким образом, живущие сообщают своим умершим родным о том, что зло повержено.

В Радоницу принято возить с собой на кладбище куличи и другую свежую выпечку. Можно отвозить конфеты и сладости, главное, чтобы угощения были освящены в храме. Часть этой снеди, согласно традиции, раздают нищим и детям, а остальную съедают сами.

Служители церкви неустанно предупреждают о том, что, посещая кладбища, надо отдавать дань традиции, но не устраивать из этого грандиозные пиршества с возлияниями среди могил. Подобное поведение – неуважение к миру усопших. Радость на Радоницу должна быть умеренной, но ни в коем случае не буйной. Вечером этого дня дома можно организовать скромный поминальный ужин.

6 июня — Троицкая суббота

Троицкая суббота, как уже упоминалось выше, также является Вселенской. Как можно понять из названия, приурочена она к празднику Святой Троицы. Прихожане, поминающие своих умерших родных, посещают храмы, ставят свечи за упокой их душ и ходят на кладбища.

К этому дню природа просыпается, появляются травы и листья, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать свежей зеленью и ранними цветами. Как и положено, во Вселенскую субботу, поминают не только своих родственников, но и всех христиан, некогда живущих на планете. Исходя из этого, истинно верующие христиане приводят в порядок могилы даже незнакомых людей и возлагают на них цветы. К слову, именно Вселенскую Троицкую субботу Церковь считает главным из всех поминальных дней.

В этот день строго запрещается ругаться и ссориться, веселиться и сплетничать. Особенно возбраняется делать это во время поминального ужина. В ходе трапезы не рекомендуется принимать алкогольные напитки.

Священнослужители говорят, что каждый христианин тем или иным способом внес свою лепту в строительство Царства Божьего, которое будет установлено после того, как Иисус Христос во второй раз явится живущим. Это событие предзнаменует воскрешение умерших, после которого они вернутся к счастливой и вечной жизни.

2 ноября — Дмитриевская суббота

В 1380 году князь Дмитрий Донской, после своего возвращения с Куликова поля, установил еще один поминальный день, который носит название – Дмитриевская суббота. Во время панихид, проводящихся в храмах, люди просят Бога простить грехи своим покойным родственникам и даровать им Царствие Небесное.

В старину в Дмитриеву субботу христиане прощались с осенью и встречали зиму. Не запрещались легкие работы по хозяйству. Так, если до наступления Покрова Пресвятой Богородицы люди не успевали управиться по саду-огороду, то завершали такие дела они именно в этот день. Кроме того, можно устраивать уборку в доме, но только в том случае, если до этого вы успели навести порядок на могилах умерших родных. Вечером, по традиции, рекомендуется устроить семейный поминальный ужин за столом, устланным белой льняной скатертью. Набор блюд – традиционный: кутья, блины, узвар и свежая выпечка.

Несмотря на то, что современная жизнь проходит в бешеном ритме и теплые чувства к покойным родственникам затираются, память то и дело возвращает нас к тем неповторимым дням, когда наши близкие были рядом с нами. Остановитесь хоть на мгновенье и отдайте им дань уважения. Помолитесь об их душах: пожалуй, это все, что мы можем сделать для тех, кого больше с нами нет.

Родительские субботы в 2020 году

Даты поминовения усопших в церковном календаре отмечены особо. В календаре церковных праздников на 2020 год отражены все дни, когда верующие смогут помянуть близких, ушедших в лучший мир.

Почитание умерших — древнейшая традиция, которой следуют и по сей день. В церкви поминовению усопших уделяют особое внимание, и в такие дни священнослужители приводят заупокойные службы. На них произносят имена тех, кого желают помянуть прихожане, подавая специальные записочки непосредственно перед службой. Эксперты сайта dailyhoro.ru предлагают познакомиться с точными датами на 2020 год. Молитвы по усопшим читают не только в церквях, но и на кладбище. Правила поведения на погостах также стоит знать, чтобы ненароком не обидеть души умерших и не навредить себе.

Вселенские Родительские субботы в 2020 году

Открывает календарь Вселенская Мясопустная суббота. Ее отмечают за неделю до Великого поста — 22 февраля. В церквях и храмах молятся за всех усопших и крещеных, живших на земле во все времена. Верующие просят у Высших Сил прощения за грехи близких, а также раскаиваются в своих неблаговидных поступках, очищая души. После устраивают поминальные обеды, приглашая родственников, и вновь молятся о тех, кто покинул землю. Считается, что если на помин придут гости, их обязательно нужно угостить, чтобы души радовались за то, что их потомки добры к окружающим.

6 июня отмечают Троицкую родительскую субботу, которая привязана к празднованию сошествия Святого Духа. Верующим на службе напоминают о том, что Господь всегда рядом, и каждая молитва услышана им. Молитвы возносят как за тех, кто усоп, так и за души живых, прося у Высших Сил прощения за неблаговидные поступки.

Родительские субботы Великого поста

В Великий пост также поминают усопших, однако церковь проводит заупокойные службы после основных праздников. Время поста особое — верующие стремятся к духовному росту, оставляя за спиной грехи и прося у Высших Сил помощи в преодолении соблазнов.

Первая суббота приходится на 14 марта, когда идет вторая неделя поста.

Дата второй поминальной субботы — 21 марта, на третьей неделе Великого поста.

Третья родительская суббота выпадает на 28 марта и отмечается на четвертой неделе поста.

После каждой из родительских суббот верующие отправляются на кладбища, чтобы привести могилы в порядок, помолиться за близких и зажечь свечи. Помин оставляют либо в церкви, либо раздают первым встречным, прося замолвить слово за покойных. Традиция оставлять пищу на могилах не одобряется церковью, как и распивание спиртных напитков на погостах.

Частные родительские дни в 2020 году

Родительские субботы, во время которых верующие молятся, стараются не пропускать, однако если нет возможности посетить церковь, помолиться можно и дома, перед святыми ликами.

28 апреля поминовение умерших названо Радоницей. В этот день не принято грустить и лить слезы по усопшим, ведь их души бессмертны и попали на Небеса, под покровительство Высших Сил.

Память по усопшим отмечают 9 мая, в день великого праздника. Верующие молятся за души тех, кто совершил подвиг, прощаясь с жизнью ради мира на земле. Заупокойную службу о великих воинах и их подвигах сопровождают благодарственными молитвами.

22 июня проходит официальный день памяти и скорби по солдатам, отдавшим жизнь во время страшной Великой Отечественной войны.

11 сентября верующие вновь вспоминают павших воинов. За них молятся, благодарят за подвиги и дарование спокойной жизни для потомков. Во время поминальной службы не забывают и об усопших родственниках, прося у Высших Сил даровать им Царствие Небесное.

2 ноября верующие вновь посещают службы в день Дмитриевской субботы. В это время вспоминают доблестных воинов, которые сложили головы во время Куликовской битвы. Дмитрию Солунскому, который был возведен в чин святого великомученика, возносят благодарственные молитвы и просьбы о защите людского рода от войн и гонений.

Родительские субботы созданы не только для того, чтобы почтить память усопших. Благодаря этим датам верующие помнят о том, что в жизни не должно быть места злу и неблаговидным поступкам. Каждый раз, вспоминая близких, покинувших мир живых, верующие просят у Высших сил прощения за свои деяния, чтобы очистить души и не останавливаться в духовном развитии.

В дни поминовения усопших нельзя сквернословить, поминать ушедших дурными словами, предаваться чревоугодию и веселиться сверх меры. Родительские субботы созданы в назидание всем живым для того, чтобы никто не забывал своих корней. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ссылка на основную публикацию