Псалом 8: для чего читают, толкование, текст молитвы

Прославление и возвеличивание Господа: когда и как читать псалом 8

История написания

Святые отцы, богословы современности и прошлых веков оставили после себя труды, посвященные толкованию Псалтири и других книг Библии. По мнению профессора Александра Павловича Лопухина, данный текст был составлен пророком Давидом еще до того, как он был помазан на царство. Это профессор объясняет самим содержанием псалма. Псалом 8 входит в состав первой кафизмы.

В тексте автор описывал величие Господа в природе, что подразумевает продолжительное наблюдение псалмопевца Давида за ней и ее явлениями. Но общественное служение, преследования Саула, войны, заботы об управлении государством отвлекали внимание царя Давида от этого. Поэтому написание текста можно отнести к тому времени, когда еще юный Давид жил в доме своего отца. Он был пастухом, пас стада и имел возможность подолгу находиться на природе и наблюдать за ее красотой и гармонией, которую создал Господь.

Из надписания текста можно сделать следующие выводы:

  1. Псалом нужно исполнять под аккомпанемент музыкального инструмента, который был оснащен отверстиями, похожими на те, что предусмотрены в точиле.
  2. Возможно, псалом следует исполнять на гефском орудии во время сбора винограда.

Толкование текста

По мнению профессора А. П. Лопухина, в тексте заключены благодарственные, хвалебные слова, обращенные к Богу. Это хвала Творцу за все блага, которые Он щедро дарует людям, за гениальное устройство Вселенной. Псалмопевец выражает свое благоговение перед Господом. Бога восхваляют «небеса» – святые Ангелы, и «земля» – люди. В псалме описывается настоящее для автора время, а также пророчества о конце веков.

В толковании, составленном святителем Афанасием Великим, надписание «в конец» расшифровывается как указание на то, что содержащееся в тексте пророчество должно исполниться в конце веков.

По словам святителя, в псалме 8 автор говорит о Христе и о церкви по Его вочеловечении, так как Он назван лозой, а верные – рождием. Если иудеи будут стараться объяснять значение этих слов, как повествование о человеке в целом, то и в этом случае нужно учитывать, что все покорено человеку, так как «имел вочеловечиться Сый во образе Божии». В древние времена было только одно «предточилие» – это жертвенник в храме. Но с тех пор как были призваны и обратились язычники, точил стало много. Ими можно назвать церкви, собирающие урожай тех, кто преуспевает в благочестивой жизни.

В тексте автор описывал величие Господа в природе

  • Стих 2. Пророк изумляется величию Господа, ведь теперь не только жителям Иудеи ведом Бог.
  • Стих 3. В Евангелии это находит отображение, когда фарисеи пытались остановить прославление и благословение Христа детьми.
  • Стих 5. «…что есть человек, что Ты помнишь его…» – здесь скрыты слова о Спасителе. Также можно увидеть великую милость к слабым, грешным людям, которую непрестанно оказывает Господь.
  • Стих 7. Повествует о том, что человек получил от Бога господство над землей. Здесь кроется не только власть над природой земной, но и пребывание на небесах после смерти.
  • Стихи 8–9. В них перечисляются уверовавшие иуде и язычники. «Птицы небесные» означают высокомудренных людей, которые превозносятся житейскими делами.
  • Стих 10. Автор, изумленный боговедением, открывшимся людям, повторяет хвалу.

Видео «Чтение псалма 8»

В этом видео представлена аудиозапись благодарственной песни.

Когда и как читать псалом

Человек не может быстро научиться чистой молитве. Это может стать трудом всей жизни. Главное, не отчаиваться и не прекращать молитву и чтение.

Преподобный Варсонофий Оптинский в ответ на желание одного человека оставить читать Псалтырь из-за сложности понимая говорил, что бесы понимают написанное и бегут. Значит, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов.

Важно читать псалмы на церковнославянском языке. Не стоит пользоваться переводом на русский язык. Также можно использовать псалмы, написанные на церковнославянском, но русскими буквами. Нельзя принимать навязываемое современным духовенством обновленчество, попрание догматов и канонов церкви.

Псалом Давида 8

Как часто в молитвенном воззвании к Создателю верующие просят, рассказывают о своих проблемах. Как мало в обращении к Богу звучит благодарственных слов, хвалы Творцу и трепетания перед Его величием.

Псалом 8 — песнь торжества, написанная царем Давидом, для возвеличивания и воздаяния славы Великому, Всемогущему Господу, Творцу неба и земли.

История написания псалма

Много веков псалмы хвалы служат вдохновением для Божьего народа, через песни восхищения легко выразить свое поклонение перед Богом. Возвеличивая Творца, каждый христианин питает свою страждущую душу, приобретая уверенность в милости и помощи от Господа.

Восхищение и торжество слышатся уже с первого стиха оды хвалы, написанной царем Давидом.

Другие псалмы царя Давида:

Православный мир славит Бога Псалмом 8, подчеркивая:

  • Бог явил Себя людям в своей великой милости;
  • Ему могут служить даже дети;
  • земля и небо, звезды и светила созданы для Его славы;
  • человек поставлен властелином над всем живущим на земле.

Интересная мысль высказана доктором Хаммондом по поводу названия инструмента, на котором следует исполнять эту песнь. Гефское музыкальное орудие он связывает с победой Давида над Голиафом Гефянином.

Будучи еще мальчиком, ребенком в глазах общества, Давид пошел на сражение с огромным Голиафом. Он не концентрировал свое внимание на то, насколько огромен враг.

Давид смотрел на великую силу Божью, он видел славу Господню и верил в Божью помощь.

Толкование псалма

Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

овец и волов всех, и также полевых зверей,

птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Буквально несколькими словами в стихе 2 псалмопевец передает восхищение и утверждение о величии имени Господнего в каждом уголке земли. В этом имени заключается живородящая сила, которая бесконечным источником наполняет мир совершенством, подаренным всемогущим Правителем, могущественным Защитником, щедрым Покровителем.

Псалмопевец восторгается Божьей славой, поднимающейся выше всего небесного, она сияет ярче всего самого яркого. Людям дано только слышать имя Господнее, а ангелам на Небесах дана привилегия видеть Его славу.

Читайте также интересные статьи:

В стихе 3 мы читаем, что для Его славы не нужны правители земли, ученые и теологи, не нужно обладать особой святостью, достаточно доверять создателю, как это делают дети.

Детскую любовь и благодарность нельзя купить, их сердца наполнены чистотой. Хвала из детских уст льется в искренности, любви и признании величия Того, кому дети поклоняются. В этом стихе Давид подчеркивает, что сила врагов намного меньше возможности младенцев, находящихся под защитой Творца.

В Новом Завете в образе детей мы видим простых рыбаков, которые не обучались в духовных семинариях, а по призванию, с доверием пошли за Спасителем, видя Его славу.

Через маленьких детей, кричащих «Осанна» Иисусу, въезжающему на осле, воздается хвала Божьей благодати.

По великой Своей милости Господь являет славу через немощных и больных, даруя чудеса исцеления и спасения. Гордым и богатым, не признающим власти господней, Бог противится.

Стих 4 подчеркивает, что невозможно разумом представить величину и глубину небес, величие звездного покрова и силу сияния светил, а величие Божие выше и больше этого. Мы не видим днем звезд и Луну, но при этом точно знаем, что с восходом солнца звездное полотно исчезает, его покров всегда над землей.

Христианин, не видящий Господа, всегда чувствует Его присутствие, силу и мощь. В готовности помочь и поддержать. Хвала Создателю — открытые двери для Его благодати, главное, уметь видеть на небесах престол Всевышнего Господа, на котором обитает Его слава.

Небеса, как и земля, были созданы силой Его слова, об этом же вторит псалом 112.

Подчеркнув в первых стихах величие Творца, Давид в 5 стихе выражает удивление любовью Господа к человеку, который постоянно пребывает в грехах, часто забывает, кем все дано в его жизни.

Господь, знающий не только человеческие поступки, но и мысли, продолжает уважать его, защищать, проявлять заботу.

Важно! Слава и честь — венец, данный Богом человеку, это те качества, которые отличают людей от всего живого, созданного на земле.

Владыкою земли называет Создатель человека, давая ему власть над всем живым, что есть ниже людей. Господь сотворил людей, обновил их в виде семьи Ноя, передав во владение всех птиц и животных, обитающих на земле.

Ещё статьи о православии:

6-8 стих созвучен с 5, в нем мы слышим параллель между людьми и Сыном Божьим. Как слава и честь увенчала Спасителя через ангелов, так и человеку, обещано такое же величие, как созданию Божьему.

Со смирением и благодарностью христиане должны осознавать честь, дарованную благодатью Отца.

Царь Давид заканчивает свою оду хвалы, псалом 8 благодарственными словами, подчеркивающими славу творца на земле через дарованную милость Иисуса Христа и присутствие Святого Духа.

Когда и как читать псалом

В любое время, утверждаясь в вере христианской, дарующей благодать Господню, мы можем читать псалом 8.

В дни беды, когда болезнь накрывает нас, финансовые проблемы разрушают привычный уклад жизни, когда трещит по швам семейная жизнь, и дети стали непокорными, хвалебная ода Творцу поможет «устоять на ногах» и выйти победителем во всех жизненных ситуациях.

При чтении Псалма 8 сердце свое следует наполнить чистотой, исповедоваться и покаяться в грехах и с верой обратиться к всевышнему Создателю, Он всегда рядом и любит Свое создание.

Псалтирь | псалом 8

Этот псалом – восхищение и торжественное размышление о славе и величии Божьем, о чем и мы должны задумываться возвышенно и благоговейно. Он начинается и заканчивается одним и тем же признанием исключительных превосходств имени Бога. В начале предполагается, что имя Бога самое величественное по всей земле (ст. 2), а затем эта мысль повторяется как доказанный факт (с quod erat demonstrandum – так как она нуждалась в демонстрации) в последнем стихе. Для доказательства славы Божьей псалмопевец приводит примеры Его милости, проявленной к людям, ибо милость Бога – Его слава. Господа необходимо славить (I) за то, что Он явил нам себя и Свое великое имя (ст. 2);

(II) за то, что использовал наислабейших детей человеческих и заставил их служить Своим целям (ст. 3);

(III) за то, что сделал даже небесные тела полезными для человека (ст. 4,5);

(IV) за то, что поставил человека владычествовать над тварями в этом нижнем мире и тем самым расположил его ненамного ниже ангелов (ст. 6-9). Этот псалом в Новом Завете посвящен Иисусу Христу и проделанной Им работе для нашего искупления; почестям, которые дети человеческие воздают Ему (сравните ст.3 и Мат 21:16), и почестям, которые Он возлагает на детей человеческих в Своем смирении, когда был сделан чуть ниже ангелов, и в Своем превознесении, когда был увенчан славой и честью (сравните стих 6, 7 с Евр 2:6-8; 1Кор 15:27). Эта мысль должна вести нас, когда мы размышляем о славе Божьей в царстве природы и провидения, и далее – к размышлениям о Его славе и царстве благодати.

Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида.

Стихи 2-3. Здесь псалмопевец расположен, чтобы воздать Богу славу, достойную имени Его. Доктор Хаммонд обосновывает догадку о том, что заглавие этого псалма связано со случаем, по поводу которого он был написан. Здесь говорится, что данный псалом должен исполняться в сопровождении музыкального инструмента – гефского орудия. Тем самым псалмопевец ссылается на Голиафа Гефянина, которого он победил и убил (1 Цар.17);

на то, что он, по сравнению с побежденным врагом, был младенцем и грудным ребенком. Возможно, это предположение было бы верным, но мы находим два других псалма с таким же заглавием (Пс.80 и 83). Здесь Давид восхищается двумя вещами.

Читайте также:  Псалом 90: текст молитвы на русском языке

I. Как просто Бог являет Свою славу (ст. 2). Давид обращается к Богу со всем смирением и благоговением, как к своему Господу и Господу своего народа: «Господи, Боже наш! Если мы верим, что Бог есть Господь, то мы должны утверждать и публично признавать, что Он – наш Бог. Он – наш, так как сотворил нас, защищает нас и особым образом заботится о нас. Он должен быть нашим Богом, ибо мы обязаны повиноваться и подчиняться Ему. Мы должны признавать эти отношения не только приходя и молясь Богу о том, чтобы Он явил нам милость, но и славя Его, чтобы воздать Ему славу. Мы никогда не должны думать, что достаточно выражаем свои чувства, если задумаемся:

(1) как ярко сияет слава Божья даже в этом низком мире – «Как величественно имя Твое по всей земле!» Дела сотворения и провидение ясно возвещают всему миру, что есть бесконечная Личность, источник жизни, силы и совершенства, всемогущий правитель, могущественный защитник и щедрый покровитель всех творений. Как велико, прославлено и величественно Его имя по всей земле! Его свет сияет повсюду (Рим 1:20), и если люди закрывают свои глаза, то это их собственная ошибка. Ни речь, ни язык, а голос имени Божьего слышен по всей земле. Но эта ссылка на более позднее время, на Евангелие Христа, благодаря которому имя Божье, которое божественным откровением ранее было возвеличено лишь в Израиле, стало таким величественным по всей земле. И таким образом самые дальние края земли получили возможность увидеть великое спасение Божье (Мар 16:15,16).

(2) Насколько ярче оно сияет в вышнем мире: «Слава Твоя простирается превыше небес!»

[1] Бог бесконечно более прославлен и совершеннее самого благородного творения и сияет ярче самых ярких объектов.

[2] В то время как мы здесь, на земле, только слышим превосходное Божье имя и славим его, ангелы и благословенные духи на небесах видят Его славу и славят ее, хотя Господь превознесен намного выше их благословений и хвалы.

[3] Когда Иисус Христос, будучи сиянием славы и образом ипостаси Бога, вознесся одесную Господа, Всевышний простер Его славу выше небес, намного дальше всех властей и сил.

II. Как могущественно Бог возвещает об этом через наислабейшие творения (ст. 3): «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, хвалу силе Своей» (ср. Мат 21:16). Здесь подразумевается слава Божья (1) в царстве природы. Каждый из нас должен признать, что та особая забота, которую Бог проявляет о маленьких детях (а ведь когда они впервые вступают в мир, то являются самыми беспомощными из всех существ), та особая защита, под которой они находятся, и обеспечение, предоставленное им природой, – все это совершено для славы Божьей и является примером Его силы и милости, ибо мы все пользуемся этим приобретением и благодаря этому не умираем от рождения, а имеем колени, которые держат нас, и грудь, которая кормит нас. «Это такой пример Твоей милости, который может заствить навечно умолкнуть Твоих врагов, которые говорят: «Нет Бога».

(2) В царстве провидения. Управляя этим нижним миром, Бог использует сынов человеческих; некоторые из них знают Его, а некоторые – нет (Ис 45:4), и они похожи на младенцев и грудных детей; более того, иногда Господу угодно, чтобы Его цели выполнялись с помощью служения таких людей, которые по своей мудрости и силе ненамного отличаются от грудных детей и младенцев.

(3) В царстве благодати – царстве Мессии. Здесь предсказывается, что через апостолов, на которых смотрели как на детей – людей некнижных и простых (Деян 4:13), убогих и жалких, – и безумством их проповеди царство дьявола будет разрушено, как стены Иерихона – от звука труб. Евангелие называется рукой Господа и жезлом силы Его; оно было предназначено, чтобы творить чудеса – не из уст философов или ораторов, политиков или государственных деятелей, а группкой бедных рыбаков, которые находились в очень невыгодных условиях. Мы слышим, как дети кричат: «Осанна Сыну Давидову!», когда первосвященники и фарисеи не принимают Его, а презирают и отказываются от Него. Именно по этому случаю наш Спаситель произнес эти слова (Мат 21:16), и ими Он заклеймил врага. Иногда благодать Божья чудесным образом проявляется в маленьких детях, и Он учит их ведению и вразумляет проповедью отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери (Ис 28:9). Иногда сила Бога совершает великие дела в Своей Церкви через слабые и непривлекательные инструменты – через простых, слабых и глупых в этом мире людей, смущая благородных, мудрых и могущественных, чтобы никакая плоть не могла получить славу в Его присутствии, а более очевидно было явлено совершенство силы Бога, а не человека (1Кор 1:27,28). Это Он делает ради врагов Своих, так как они высокомерны и заносчивы, чтобы усмирить их, заставить молчать и покрыть позором, и таким образом справедливо отомстить им (см. Деян 4:14; 6:10). Дьявол – самый большой враг и мститель, и проповедь Евангелия в значительной мере усмирила его: его жрецы были вынуждены молчать, защитники оказались в замешательстве, а нечистые духи не осмелились говорить.

Воспевая эти стихи, давайте воздадим славу Богу и Его великому имени за те великие дела, которые Он совершил силой Своего Евангелия, в колеснице которого едет превознесенный победоносный Искупитель, к которому мы должны обращаться не только с хвалой, но и с наилучшими желаниями. Хвала совершенна (то есть Бог прославлен в наивысшей степени), когда сила исходит из уст младенцев и грудных детей.

Стихи 4-10. В этих стихах Давид продолжает возвеличивать Бога, перечисляя почести, которыми Он облек человека, особенно человека Иисуса Христа. Покровительственное отношение божественной благодати призывает нас к хвале в той же степени, что и вознесение божественной славы. С удивлением и благодарностью псалмопевец осознает, как Бог с благоволением покровительствует человеку и предлагает нам поразмыслить над этим. Обратите внимание:

I. Что влечет Давида восхищаться покровительственным благоволением Бога к человеку. Это его размышления о блеске и сиянии небесных тел, находящихся в пределах разума: «Когда взираю я на небеса Твои и вижу там луну и звезды» (ст. 4). Но почему он не обращает внимания на солнце, которое превосходит их всех? Возможно, это была ночная прогулка при лунном свете, во время которой он размышлял и наставлял себя, когда солнца не было видно, а на небе сияли лишь луна и звезды, которые вместе взятые хотя и не служат человеку в той же степени, что солнце, но в то же время не меньше его демонстрируют мудрость, силу и милость Творца. Здесь обратите внимание, (1) что наша обязанность – размышлять о небесах. Мы видим их, мы не можем не видеть их. Этой способностью среди многих прочих человек отличается от тварей, сотворенных, чтобы смотреть вниз, на землю. Человек же сотворен так, чтобы смотреть на небо. Os homini sublime dedit, coelumque tueri jussit – человеку Он придал прямое строение и повелел смотреть на небеса, чтобы таким образом он был расположен направлять свои чувства к вышнему, ибо то, что мы видим, не оказывает своего воздействия на нас, пока мы не поразмыслим об этом.

(2) Мы всегда должны задумываться о небесах как о Божьем месте, которое принадлежит Богу не так, как весь мир и даже земля, а особенным образом. «Небо — небо Господу» (Пс 113:24), это место обитания Его славы, и мы научены называть Его «Отче наш, сущий на небесах».

(3) Небеса принадлежат Господу, так как являются творением Его перстов. Он сотворил их и сотворил легко. Чтобы создать небеса, не потребовалось даже протянуть руку; они были созданы словом, это было делом Его перстов. Он сотворил их с большим искусством и изяществом, подобно произведению искусства, которое художник творит пальцами.

(4) Даже меньшие светила, луна и звезды, демонстрируют славу и силу Отца света и дают нам повод для прославления.

(5) Небесные тела – не только творения божественной силы, но и субъект для божественного управления. Бог не только сотворил их, но и повелел им; и небесные постановления никогда не будут изменены. Но каким образом они могут возвеличить благоволение Бога к человеку?

[1] Когда мы задумываемся о том, как слава Бога сияет в вышнем мире, то вполне можем изумиться, что Он знает о таком убогом творении, как человек, что Тот, Кто восседает в такой яркой и благословенной части вселенной и управляет ею, должен был смирить Себя, чтобы посмотреть на то, что происходит на этой земле (Пс 112:5,6).

[2] Когда мы задумаемся о том, какую пользу небеса оказывают людям на земле, и о том, что свет разделен для всех народов (Втор 4:19; Быт 1:15), мы можем сказать: «Господи, что есть человек, что Ты распределяешь постановления небесные, помня о нем и для его пользы, что его утешения и удобства также принимались в расчет при сотворении небесных тел и их направления!»

II. Как Давид выражает это восхищение (ст. 5): «Господи, что есть человек (enosh греховный, слабый, ничтожный человек – творение, которое так часто забывает о Тебе и своем долге), что Ты помнишь его, что Ты знаешь о нем, о его поступках и делах, что при сотворении мира Ты имел уважение к нему! Что такое сын человеческий, что Ты посещаешь его, что Ты не только питаешь и одеваешь его, защищаешь и обеспечиваешь его вместе с другими творениями, но и посещаешь его, как друг посещает друга, что Тебе нравится говорить с ним и заботиться о нем! Что такое человек – такое жалкое творение, чтобы почитать его (такое греховное творение), чтобы ему было оказано такое благоволение и открыт лик лица Твоего!» Здесь подразумевается:

1. Все человечество в целом. Хотя человек – червь, и сын человека – червь (Иов 25:6), но Бог вызывает к нему уважение и демонстрирует Свою милость и щедрость. Он благоволит к человеку больше, чем к любому творению в этом мире, и оберегает провидением. Ибо (1) человек занимает почетное положение. Мы можем быть уверены, что он обладает преимуществом среди всех других существ этого нижнего мира, ибо Бог не много умалил его перед ангелами (ст. 6). Человек, безусловно, ниже, так как телом объединен с землей и тварями, которые гибнут; но в то же время своей душой, которая духовна и бессмертна, он так близок к святым ангелам, что вполне справедливо можно сказать, что он не много ниже их и, следовательно, сродни им. Он ненамного ниже ангелов, в то время как его великая душа облачена в глиняную обитель, но сыны воскресения должны быть isangeloi – равны ангелам (Лук 20:36) и ненамного ниже их.

(2) Человек наделен благородными способностями и возможностями. «Ты славою и честью увенчал его». Сотворивший человека наделил его отличительными чертами. Бог, который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных (Иов 35:11), сделал человека пригодным, чтобы управлять ими, а им повелел подчиняться человеку. Человеческий разум – венец Его славы; давайте же не будем позорить этот венец, беспорядочно используя его, чтобы не лишиться его, поступая вопреки тому, что он диктует.

(3) Человек облачен неограниченной властью над всеми низшими тварями, сотворенными Богом, и назначен их господином. Тот, Кто сотворил его, Кто знает его и Кому он принадлежит, поставил его владыкою над делами рук Своих (ст. 7). На документе, подтверждающем его право на владычество, стоит дата сотворения (Быт 1:28), и он был обновлен после потопа (Быт 9:2). Бог все положил к ногам человека, чтобы тот мог служить себе не только своим трудом, но и жизнью и продуктами, производимыми низшими животными. Они все переданы ему в руки; более того, Бог все положил под ноги его. Господь точно определяет некоторых низших животных (ст. 8,9): не только овец и волов, о которых человек заботится и ухаживает, а также полевых зверей, обитателей водных просторов, живущих далеко от человека, – птиц небесных и рыб морских, которые обитают в другой среде и проходят невидимыми морскими стезями. Человек настолько искусен, что может покорять подобных, хотя многие из них намного сильнее и стремительнее, чем он; но так или иначе они не могут справиться с ним. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим» (Иак 3:7). Человек также имеет право использовать их по необходимости. «Встань, Петр, заколи и ешь» (Деян 10:13). Каждый раз, когда мы едим рыбу или птицу, мы осознаем владычество над делами рук Божьих. Это также является для нас поводом подчиняться Богу, нашему главному Господину, и Его владычеству над нами.

Читайте также:  Псалом 5: для чего читают, толкование, текст молитвы

2. Но эти стихи также особым образом указывают на Иисуса Христа. О Нем истолковывается место в Послании к Евреям 2:6-8, где апостол, чтобы доказать абсолютную власть Христа на небесах и на земле, показывает, что именно Он является тем человеком, Сыном человеческим, о котором говорится в этом месте и которого Бог увенчал славою и честью и которого поставил владыкою над делами рук Своих. И, безусловно, самое великое благоволение, оказанное человечеству, и самая великая честь, когда-либо оказанная человеческой природе, проявилась в воплощении и вознесении Господа Иисуса. Этот пример намного превосходит благоволение и почести, оказанные сотворением и провидением, хотя и они огромны и намного превосходят то, что мы заслужили. Благодаря этому примеру у нас есть повод смиренно оценивать себя и с благодарностью восхищаться благодатью Бога [1] за то, что Иисус Христос облекся в человеческую природу и в ней смирил Себя. Он стал Сыном человеческим, сопричастником плоти и крови; когда Иисус стал таким, то Бог посетил Его, что некоторые подразумевают как Его страдания за нас, ибо сказано, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус (Евр 2:9). Бог посетил Его, возложил на Него грехи всех нас, наказал Его за них, коснулся Его жезлом и ударами, чтобы Его ранами мы могли исцелиться. Он (как толкует апостол) не много был унижен пред Ангелами, когда облекся в подобие слуги и лишился славы.

[2] За то, что в этой природе Он был превознесен, чтобы быть Господом всего. Бог Отец превознес Его, так как Он смирился, славою и честью увенчал его – славою, которую Он имел с Ним до создания миров, и поставил Его не только главой Церкви, но и поставил Его выше всего. Он отдал все в руки Иисуса, доверил Ему управление царством провидения, а также связанный с ним надзор за царством благодати. Все твари были положены у Его ног; и даже в те дни, когда Он был во плоти, Иисус явил некоторые образцы Своей власти над ними, как, например, Он повелевал ветрам и морям, как повелел рыбе уплатить свой налог. Поэтому псалмопевец имеет хороший повод закончить так же, как начал: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле, которая была почтена присутствием Искупителя и сейчас еще просвещается Его Евангелием и управляется Его мудростью и силой!»

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны не забывать с должными чувствами признавать благоволение Бога к человечеству, в особенности то, что Он отдал в наше распоряжение низших тварей. В то же время мы должны особым образом располагать себя воздавать славу нашему Господу Иисусу, исповедуя, что Он есть Господь, подчиняясь Ему, как нашему Господину, и ожидать того часа, когда мы увидим, что все положено под ноги Его и все Его враги – у подножия Его ног.

Псалом 8

Надписание в славянской Библии указывает или на способ музыкального исполнения псалма на инструменте с отверстиями, похожими на отверстия в точиле, или на время употребления псалма при выжимке винограда, каковая работа сопровождалась обыкновенно песнями ( Суд. 9:27 ; Иер. 48:33 ) С евр. языка – «на гефском орудии» (гиттит), т. е. на инструменте, заимствованном евреями из филистимского города Гефа, который мог походить на точило. Все надписание можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда, как народная песнь. Указанным обстоятельствам употребления псалма отвечает и все его содержание, представляющее хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку в разумно и прекрасно устроенной Вселенной.

Так как главным предметом содержания псалма является изображение величия Божия в природе, предполагающее в писателе псалма – Давиде продолжительное наблюдение и созерцание ее, а этому последнему Давид мог отдаваться только до своего выступления на общественное служение, когда сначала преследования от Саула, а потом – войны и дела управления государством отвлекали его внимание в другую сторону, то написание означенного псалма нужно относить ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее.

Пс.8:2 . Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

“Земл я” и “небес а» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма.

Пс.8:3 . Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Это Божественное величие в такой степени сильно разлито в мире и проявляется настолько ясно, что оно чувствуется и грудными младенцами, которые «воздавали хвалу Богу». Этой способностью чувствовать и видеть Бога в явлениях мира, они ненамеренно и бессознательно, а потому и особенно сильно, обличают и отвергают суждения тех, кто намеренно не замечает этого величия, являясь, таким образом, врагом Бога, своими односторонними и ошибочными суждениями об устройстве Вселенной как бы мстящим Ему за свою духовную слепоту. Под младенцами здесь разумеются грудные дети. В кн. Прем. 10:21 говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста «немых и язык. младенцев сделал ись ясны ми». Это указывает не только на то, что евреи, прежде безмолвные и придавленные рабы в Египте, теперь смело говорят и воспевают Бога, но и на то, что дети грудные принимали участие в общей радости, непосредственно и инстинктивно чувствуя необыкновенность и чудесность этого события. Под младенцами можно понимать не только грудных детей, но и взрослых, с неиспорченным и чистым чувством нравственным, приближающим их к детям. Указанный книгою Премудрости факт сближает данное место с Мф. 21:15–16 , где говорится о еврейских детях, воспевавших в лице Христа, сына Давидова, т. е. обетованного Потомка, Сына Божия, которого фарисеи не хотели признать за такового. Таким образом, тот факт, что «Премудрость отверзла уста. младенцев» по переходе евреев через Чермное море, указывает отцам этих детей, что Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея.

Пс.8:4 . Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

Пс.8:5 . то что́ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Писатель псалма, поражаясь величием Бога, когда рассматривает Его творения, благоговеет пред Ним. Это благоговение еще более усиливается сознанием, что человек поставлен Богом главою мира, в чем видно необыкновенное благоволение Бога.

Пс.8:6 . Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

Пс.8:7 . поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

Пс.8:8 . овец и волов всех, и также полевых зверей,

Пс.8:9 . птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

Пс.8:10 . Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «не много. умалил. пред Ангелами» , т. е. человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его “слав а и честь. ” пред всем остальным миром. Выражение “не много” в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии. Согласно последнему пониманию выражение “не много” равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.

Царственное положение человека в мире обнаруживается в его господстве над всеми остальными видами всего растительного и животного царств: ему подчиняются как домашние и дикие животные, так и хищные птицы, и рыбы в морях. Своим разумом, открытиями и изобретениями человек не только обезопасил себя от всех хищных животных, но и подчинил их себе, сделавшись сам предметом страха для них. Примеры такого господства человека у всех на глазах. 3 стих, заключающей в себе пророчество о временах Мессии, содержащееся в самом историческом факте, показывает, что означенный псалом – прообразовательно мессианский.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 7 – профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 8

В сборнике Псалтырь есть такие особенные хвалебные песни, которые называются «песни торжества». Одной из такой молитв стал псалом 8. Чаще всего люди обращаются к Господу с просьбами и покаяниями. Но за все содеянное Творцом нужно благодарить. Текст псалма 8 как раз и обращается к Богу с благодарностями и хвалой.

Текст молитвы псалом 8

Многие верующие читают в храмах молитву на церковнославянском языке, но можно читать псалом 8 на русском языке.

На церковнославянском языке

В конец, о точилех, псалом Давиду

1 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес.

2 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

3 Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.

4 Что есть человек, яко помниши eго? или сын человечь, яко посещаеши eго?

5 Умалил еси eго малым чим от ангел, славою и честию венчал еси eго.

6 И поставил еси eго над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе eго.

7 Овцы и волы вся, еще же и скоты польския,

8 птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския.

9 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

На русском языке

К исполнению, о точилах. Псалом Давида.

1 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле, ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!

2 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя.

3 Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил,

4 то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его?

5 Чем-то малым Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его,

6 и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его:

7 овец и всех волов, а ещё и скот на полях,

8 птиц небесных и рыб морских, всё проходящее стезями морскими.

9 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле!

Читайте также:  Псалом 22: для чего читают

История написания

Автором текста молитвы является царь Давид. Его ода сплошное торжество и восхищение. Толкователи говорят, что песню нужно исполнять на гефском музыкальном орудии. Связывается он с победой Давида над Голиафом. Еще мальчиком Давид сразился с огромный врагом – Гефянином Голиафом. А такой подвиг не останется без внимания. Будущий царь уже тогда видел защиту Господа.

Для чего читают псалом 8?

Псалом 8 читают в любое время. Молитву используют:

  • если настигла беда;
  • при болезни;
  • при финансовых проблемах;
  • если проблемы в семейной жизни;
  • при непослушании детей;
  • в любых спорах и начинаниях.

Толкование псалма 8

  • Стихи 1-2: Все свое восхищение Богом Давид передает в песне. Господь видит все, и не укрыт от его глаза ни один кусочек земли. Именно он наделяет человека жизненной энергией и силой. Божья слава поднимается выше гор и морей.
  • Стихи 3-4: Для Божьей славы не нужны ученые, историки, правители. Всего лишь нужно доверять создателю и помощь придет. Под защитой Творца даже младенец силен. Разумом невозможно понять всю чудодейственную силу Господа. Хвала Создателю! Давид благодарит его за великие деяния и помощь.
  • Стихи 5-9: Автор проводит параллель между людьми и Господом. Только благодарность и смирение будут в благодать. Завершает текст Давид словами благодарности Всевышнему.

Правила чтения

Читать псалом 8 на русском языке можно в домашних условиях. Перед чтением лучше исповедаться, покаяться от грехов. Строгих правил чтения молитвы нет.

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию